Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Элитное общество Элитное общество

«Элитное общество»: От шлюшек с приветом

Антон Сидоренко, 15 июля 2013 г.

Мечта о красивой жизни — главный двигатель общества потребления. Осуществить свои консьюмеристские фантазии по определению невозможно, загадочным образом они отдаляются и потрогать их большинству рядовых обывателей удается только перелистывая страницы глянца.

Юные американцы из новой картины Софии Копполы осуществляют мечту миллионов, в буквальном смысле касаясь жизни богатых и знаменитых. Несколько девушек и юноша отважно нарушают интимную зону голливудских селебрити, на которых и так круглые сутки охотятся папарацци. Дотянуться до звезд удается им, нескольким школьникам из Лос-Анджелеса.

История с проникновением в жилища Пэрис, Орландо, Линдсэй и других обитателей зрелищного олимпа настолько невероятна, что Голливуд, разумеется, не мог пройти мимо нее спокойно. К счастью,  сюжет попал в руки одному из немногих режиссеров, которые делают сейчас в Голливуде умное кино «для всех». Вместо ожидаемого в такой ситуации авантюрного детектива для подростков София Коппола создала экзистенциальную драму о опустошающей бессмысленности масс-культа.

Одна минская журналистка утверждает, что «Элитное общество» — своеобразное зеркальное отражение копполовских же «Девственниц-самоубийц». Дескать, там юных героинь родители строго контролировали и никуда не пускали, а здесьэтим все можно, более того, они сами проникают, куда им заблагорассудится. Скорее, фильм можно сравнить с предыдущей работой Копполы «Где-то», в которой шалеющий от безделья голливудский брэдпитт в исполнении Стивена Дорффа пытался найти точку опоры в суетной пустоте звездной жизни.

Кэти Чан, Израэль Брусар и Клэр Джульен в фильме «Элитное общество»
Кэти Чан, Израэль Брусар и Клэр Джульен в фильме «Элитное общество»

В «Элитном обществе» пустоты не меньше, а, может, и больше. Пустыми здесь оказываются отнюдь не забитые дизайнерскими вещами и драгоценностями жилища отправившихся на премьеры и презентации селебрити. А головы главных героев — отпрысков представителей калифорнийского среднего класса. Увлекаемые стадным инстинктом и отмороженной подругой Ребеккой, выглядящие абсолютно взрослыми (в таком возрасте по-другому не бывает) несколько девочек («Привет, шлюшки!» — обращаются они друг к другу) и один мальчик роются в чужом добре, на самом деле, не особенно разбираясь в фирменных сумочках и дорогих часах. Главной для них становится иллюзия проникновения в «высшее общество» и желание прославиться в узких кругах посетителей своей френдленты.

Блестящий мир голливудских небожителей показан Копполой глазами его настоящих жертв — недалеких и аморальных, как и многие тинейджеры из общества потребления. «Элитное общество» идейно наследует блестящим голливудским драмам из жизни подростков -- «Умереть во имя» Гаса Ван Сента и «Альфа Дог» Ника Кассаветиса и рассказано прекрасным режиссерским языком.

София Коппола в этом отношении явно превзошла своего великого родственника, ее стиль лаконичен и одновременно содержателен.

Основные смыслы она закладывает в эффектные антониониевские паузы, запечатленные камерой теперь уже покойного Харриса Савидиса. «Элитное общество» дает прочувствовать атмосферу алчущих роскоши, в которой находятся Ребекка, ее безвольный дружок Марк. Молодые актеры среди которых, безусловно выделяется Никки Эммы Уотсон (вот кто восходящая звезда!), помещены Копполой в исчерпывающие образы взрослеющих обывателей, для которых шмотки, тачки и вечеринки — и есть смысл существования. Хотя основная трагедия героев фильма оказывается в том, что они, по глупости и малолетству, похоже, так и не замечают разницы между настоящими селебрити и теми, которые вроде них на 15 минут попали в телевизор.

Таисса Фармига и Эмма Уотсон в фильме «Элитное общество»
Таисса Фармига и Эмма Уотсон в фильме «Элитное общество»

Тем не менее, режиссер и автор сценария все-таки не удерживается от прямого высказывания морали. Устами Марка, дающим интервью в ожидании приговора, Коппола предупреждает фанатов роскошной жизни, что достигнуть ее преступным путем не так-то просто, как порой кажется.

Символично, что самих «звезд» Ребекка, Марк и остальные в итоге так и не увидят. Максимум, звезды мелькают для них неверным отражением в призрачном свете модного клуба. До самих звезд наглые американские школьники не дотягиваются, ограничиваясь похищением их личных вещей и кредиток. Пэрис, Орландо и Линдсэй остаются для героев «всего лишь образами на экране и в глянце, словно символы олимпийских небожителей, недоступных простым смертным.

Селебрити и их образ жизни — главное, что выпускает индустрия общества потребления. И было бы неправильным считать, что «Элитное общество» — фильм исключительно о подростковых отклонениях. В элитное общество мечтают попасть все зрители соответствующих программ и читатели соответствующих журналов. Судя по настороженной скуке зала минского кинотеатра, именно последние и составляли основную часть белорусских зрителей фильма Копполы.

Воистину, не стоит забывать, что вершина пирамиды общества потребления прочно покоится на испарениях от ее подножья, которыми питаются элитные небожители.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия