Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Облачный атлас Облачный атлас

«Облачный атлас»: Структуры не стало

Антон Сидоренко, 24 ноября 2012 г.

«В кино возможно все» — именно про эту картину, которую создавали сразу три знаменитых режиссера и в которой несколько знаменитых актеров исполнили сразу по шесть ролей.

Eat-maximum в исполнении уникального трио брата-сестры Вачовски и Тома Тыквера словно прилет гигантской «Мрii» в провинциальный «Минск-2» — зрелище, само по себе достойное внимания. Посмотреть на диковинку в кинотеатр выбрались даже те, кто предпочитает быть клиентом торрентов. Хотя «Облачный атлас» отличается от другого коммерческого кино не только размерами.

Одноименный роман Дэвида Митчелла, по которому снимали Тыквер-Вачовски, конечно, не «Красное колесо» неоднократно упоминаемого в «Облачном атласе» Солженицына. Но прочитать 700 страниц по теперешним, некнижным временам под силу далеко не каждому офисному сидельцу. Перевод романа на язык кино напрашивался сам собой. И получился в итоге не менее обширным и грандиозным по замыслу. К чести экранизаторов книги Митчелла, почти трехчасовое кинополотно заставляет забыть о часах и вспомнить о сути кино, которая как раз и заключается в манипуляциях с экранным временем и историческими временами.

Джим Бродбент и Том Хэнкс в фильме «Облачный атлас»
Джим Бродбент и Том Хэнкс в фильме «Облачный атлас»

 «Облачный атлас» — мудреная мегаломанская смесь из жанров, эпох и сюжетов, между которыми, на первый взгляд, почти ничего общего. Не считая крохотного родимого пятна в виде знака пушкинско-онегинской «вина кометы» у всех главных героев. Герои и их истории плавно перетекают одна в другую. Истории в «Облачном атласе» самые разнообразные и по духу, и по содержанию. Блестящие стилисты Лана и Энди Вачовски и Том Тыквер сумели соединить в одной большой ленте сразу шесть весьма отличающихся друг от друга фильмов. Тем самым еще раз доказав свой талант и безграничные возможности кино, которые многие поспешили было записать в искусство позапрошлого века.

Именно благодаря хорошо продуманному серфингу по всем шести сюжетам, «Облачный атлас» воспринимается куда легче, чем можно было ожидать от сложносочиненной структурой с невнятным посылом. Ведь большинство претензий недовольных фильмом сводится к нелепому в данному случае вопросу, о чем кино?

Многие сравнивают «Облачный атлас» с почти таким же мудреным по структуре «Фонтаном» Даррена Аронофски. Хотя, если уж и иметь смелость делать сравнение, то с «Часами» — великолепным романом Майкла Каннингема и неплохим фильмом Стивена Долдри. Правда, в отличие, от Каннингема и Долдри, Вачовски и Тыквер больше сосредоточились на структуре: по отдельности новеллы «Облачного атласа» в художественном отношении выглядят не равноценно. Если британские и американские части обладают определенной атмосферой и объемом, то фантастические истории «из будущего» отдают вторичным анимэ.

Холли Берри и Том Хэнкс в фильме «Облачный атлас»
Холли Берри и Том Хэнкс в фильме «Облачный атлас»

Впрочем, авторы, вероятно, именно на эффект сопоставления жанров и рассчитывали. Увы, им не хватило смелости пойти дальше и сделать из «Облачного атласа» радикальный эксперимент по взаимодействию разных видов кино. в художественном отношении фильм не то что консервативен, но вполне традиционен. Видимо, кассовый провал визуального шедевра Вачовски «Спиди-гонщик» заставил их в этот раз быть куда более осторожными. Ведь снимался «Облачный атлас» вне голливудских корпораций-мейджеров и формально может быть причислен к лиге т. н. «независимого кино».

Однако в коммерческом порыве фильм не перешагнул границы стереотипов: здесь и узнаваемые лица-звезды в главных ролях, и непрерывное «сделайте мне красиво». Впрочем, иного и не могло быть в произведении, которым обычно провожают век ушедший. Все-все в «Облачном атласе» напоминает нам о духе и морали эпохи кризиса индустриальной цивилизации. В новеллах «Облачного атласа» мы видим младенчество, юность, зрелость и (предполагаемые) смерть и загробное существование последней. Лет восемь назад непрерывные отсылки и цитаты из других произведений, которыми перенасыщена книга Дэвида Митчелла, воспринимались как остроумная сатира на культурный багаж развитого общества. Незаметно, но страница, похоже, перевернулась. И зрители из 2010-х выходят из зала с вопросом: «Так о чем же, все таки?..»





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия