Антон Сидоренко, 14 июня 2012 г.
Страшную-страшную сказку как, впрочем, и большинство древних преданий впоследствии максимально облагородили и адаптировали для нежного детского восприятия. И вот режиссер-дебютант большого кино Руперт Сандерс решил вернуть Белоснежке прежний багровый отлив.
Сандерс поместил Белоснежку (сексапильную брюнетку Кристен Стюарт из «Сумерек») в мрачное и немытое Средневековье с минимум романтики и максимумом борьбы за существование. Сказочные персонажи выглядят и ведут себя как неподелившие власть феодалы, которые прежде чем обратится к колдовству и ворожбе для начала берутся за холодное оружие. А сама Белоснежка и вовсе, что твоя Жанна д'Арк, ведет целую армию верных вассалов на штурм замка мерзкой мачехи.
Разумеется, «Белоснежка и охотник» — не пособие по медиевистике, а все-таки попытка создать сказку, рассказанную современным языком для современного зрителя, который и сам не прочь поверить в существование потусторонних сил. В картине есть все необходимые атрибуты жанра, но преподнесены они ее создателями с явным желанием заинтересовать чем-то иным, чем много раз использованными другими голливудскими авторами образами и спецэффектами.
Крис Хемсуорт и Кристен Стюарт в фильме «Белоснежка и охотник»
Художественная концепция «Белоснежки и охотника» на диво сильно отличается от привычного слащавого привкуса среднестатистического фэнтези. Картина Руперта Сандерса берет за живое своим натурализмом, признаемся, весьма рискованным для сказочной истории. У неподготовленного зрителя, который ожидает увидеть романтическое зрелище в стиле «гроб качается хрустальный», «Белоснежка и охотник» вызывает резкое отторжение. Между тем, фильм не так уж прост, как может показаться на первый взгляд, и обладает определенным шармом.
Герои «Белоснежки и охотника» в большинстве своем изображены земными человеками, а не персонажами оперной постановки. Действующие лица фильма вполне могли бы украсить собой сюжет из истории средних веков, несмотря на то, что регулярно прибегают к магии черной и белой. Их сказочный мир тоже вполне себя земной и реальный, сотканный наполовину из камней, а наполовину из жидкой грязи, как известно, положенных эпохе «мрачного Средневековья».
Шарлиз Терон в фильме «Белоснежка и охотник»
А все магические прибамбасы, которыми пользуются персонажи, как и сказочные существа вроде троллей, гномов и эльфов, выглядят в кадре абсолютно естественно, словно в сознании средневекового обывателя. И если эти прибамбасы убрать, смысл истории сильно не изменится.
Персонажи фильма не только выглядят, но и ведут себя как положено живым людям. Интереснее всего следить за главными героинями «Белоснежки и охотника». Белоснежка Кристен Стюарт и ее оппонентка-мачеха с вальтерскоттовским именем Равенна в прекрасном исполнении Шарлиз Терон в итоге сталкиваются на экране не только физически, но и психологически. Более того, авторы фильма попытались придать ему определенное философское звучание, вложив в уста Белоснежки и мачехи пару фраз о сравнительном равноправии добра и зла и свободном перетекании одного в другое.
Сложно сказать, услышал ли их зрительный зал на фоне посвиста стрел и криков осаждающей замки пехоты. Брутальная смесь псевдоисторического боевика и фэнтези весьма далека от привычного образа доброй сказки про добрую царевну и ее семерых оруженосцев, зато в ней сквозь непрерывную стену спецэффектов и многомудрой компьютерной графики прорывается хоть что-то живое.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...