Антон Сидоренко, 27 марта 2012 г.
Для нас, обитателей серой и сумрачной, Индия уже давно стала именем нарицательным. Тем, куда сбегают и где прячутся от депрессивной, беспросветной осени и гнилой, слякотной зимы. Где вечное солнце, а человек человеку — что-то большее, чем попутчик в метро. Где на каждом шагу дешевые фрукты и тайны Вселенной, а слоны бывают не только в цирке. В общем, Индия — не просто экзотика, а идеальный вариант относительно дешевого и в любой момент обратимого эскапизма.
Правда, посещают Индию у нас в большинстве по молодости, из безнадежного, но объяснимого желания узнать, постичь и расширить. Проще говоря, избежать нудного, монотонного сидения перед монитором в душных офисах и малогабаритных квартирах. А вот в картине незнаменитого создателя знаменитого «Влюбленного Шекспира» в условный индийский Джайпур уезжают бравые британские пенсионеры. Но уезжают не для того, чтобы найти там новую жизнь, а чтобы продолжить привычную старую. И Индия оказывается для них местом, где сбываются мечты.
Фильм Джона Мэддена — редкий случай кино о людях, которым за шестьдесят, на нашем экране. Правда, герои «Отеля «Мэриголд» бегут в Индию не столько в силу возраста, сколько от финансовых проблем. Прожитое и заработанное не позволяет нескольким, язык не повернется сказать, старикам поддерживать привычный образ жизни на родине (а олимпийский Лондон нынче особенно дорог, да). Поэтому они с разной степенью готовности к переменам отправляются в Индию, страну для англичан, фактически, родную, потерянную жемчужину в величественной короне оставшейся в прошлом империи.
Джуди Денч и Селия Имри в фильме «Отель «Мэриголд»: Лучший из экзотических»
«Отель «Мэриголд» — прекрасный пример того британского Голливуда, который пока еще позволяет держаться репутации Голливуда остального. То есть, фильм этот легкий и зрелищный, с хорошим юмором, но на удивление многомерный и содержательный. Актерский режиссер Мэдден, полностью использовал возможности жанра и остроумного сценария Оливера Паркера и Деборы Моггак, чтобы сделать своих героев максимально живыми и интересными. Собственно, имея под рукой такой выдающийся актерский состав (в котором, кажется, только сэра Лоуренса Оливье не хватает!), трудно оставаться скучным и неинтересным. Таким фильмам обычно и дают приз «За лучший актерский ансамбль».
Джон Мэдден сумел правильно распорядится своим ансамблем. В нем нет статистов, а есть великолепные соло Тома Уилкинсона, герой которого трогательно ищет главную любовь жизни, Джуди Денч, чья героиня с достоинством и оптимизмом переживает потерю мужа, за что ей в итоге воздается, Билла Найи, чей герой не испугался жизнь переменить и по-киношному выбрать любовь, а не деньги. Наконец, блистательна старуха на коляске Мэгги Смит, чья английская деловитость позволяет выпутаться из сложной финансовой ситуации владельцу приюта для европейских пенсионеров. Актерам «Отеля «Мэриголд» удается прорваться даже сквозь трудности московского дубляжа, в котором затерялись такие важные мелочи как сословные различия между отдельными персонажами. Приходится простить авторам русскоязычной адаптации и дивный азербайджанский акцент, с которым разговаривают в фильме персонажи-индусы.
Билл Найи в фильме «Отель «Мэриголд»: Лучший из экзотических»
Что касается Индии, то она предстает в фильме именно такой, какой ее воображает большинство непобывавших: местом, где не действуют обычные законы физики и не работает телефонная связь. Половина коллизий в «Отеле «Мэриголд» основано на столкновении мира привыкшего к порядку и чистоте западного человека и неупорядоченного на первый взгляд мира индусов. В последнем, правда, все признаки цивилизации третьего мира, которая призвана обслуживать жителей мира первого — бурно развивающийся бизнес отелей, колцентров и аэропортов. Хотя в фильме неоднократно, и в весьма забавной форме подчеркивается, что сама Британия давно плотно заселена весьма преуспевающими выходцами с других континентов (вспомним того же Лакшми Миттала, самого богатого человека Британии). Кроме того, глобализация и вовсе сделала все границы между этническими группами довольно условными. Недаром, герой Тома Уилкинсона легко находит общий язык с индусами-подростками, основательно поиграв с ними (и символично проиграв!) в завезенный англичанами в колониальные времена непонятный для русскоязычных крикет.
Впрочем, действие «Отеля «Мэриголд» могло проходить и в любой другой такой же «экзотической» стране. Фильм Джона Мэддена рассказывает не о том, как британцы постигают Индию, а о том, как они в очередной раз растягивают Британию до пределов Индии. Индийским «Отель Мэриголд» является в той же степени, что и «Миллионер из трущоб» еще одного британца Дэнни Бойла. Показательно, что главного индуса в фильме исполняет как раз звезда «Миллионера» британоиндус Дев Патель.
Правда, нельзя однозначно сказать, что молодой актёр переигрывает своих партнёров по съемочной площадке. Пожилые английские артисты не только демонстрируют класс актерской игры, но и поражают своей энергичностью. Чего явно не хватает белорусским пенсионерам, которым, глядя на экран, остается только облизываться на возможности своих британских ровесников.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...