Антон Сидоренко, 16 марта 2012 г.
Даже без учета Дэниела Рэдклиффа в главной роли и, несмотря на обилие мертвых младенцев, «Женщина в черном» неплохой пример триллера со смыслом.
Британское происхождение этой, казалось бы, голливудской картины выдается не только темой и местом действия, но и множеством добротно сделанных мелких деталей, которые заставляют проникнуться и в полную меру ужаснуться увиденным. Ужаснуться понарошку, фильм Джеймса Уоткинса — еще одна страшная сказка, от которой, правда, невозможно оторваться. Причем, не только представителям переходного возраста, которым нервы щекотать нравится по определению, но и вполне взрослым детям. Тем, например, которые в восторге от английских готических романов, «Женщины в белом» Уилки Коллинза и раз на год перечитывают «Тайну Эдвина Друда».
Дэниел Рэдклифф в фильме «Женщина в черном»
Уилки Коллинз к «Женщине в черном», впрочем, имеет отношение опосредованное. Хотя определенные мотивы знаменитого романа первого писателя-детективщика в фильме Джеймса Уоткинса все же присутствуют. Правда, лента поставлена по одноименной английской же книге 1983 года, которая уже экранизировалась (по отзывам, очень неплохо) в 1989-м. Действие картины разворачивается перед Первой Мировой. Впрочем, это неважно, так как городишко в северной Англии, куда попадает главный герой Дэниела Рэдклиффа, живет в липком ужасе доисторических торфяных болот, до которых пока не добрались доблестные мелиораторы. А где болота, там жди живых мертвецов, черных и белых девушек с распущенными волосами и бесстрашного на грани патологии юноши, который со свечей в руке бродит по самым жутким и безлюдным местам в самое жуткое и темное время суток.
Для первого и единственного исполнителя роли мальчика-волшебника-в-очках новый образ скорее переходный на пути к более взрослым ролям. Из каждой черточки лондонского юриста Артура Киппса, который приехал разбираться с продажей проклятого особняка, выпирает Гарри Поттер. И каждый поворот коридора в обители североанглийского зла грозит разразиться Волан-де-Мортом. Дэниел Рэдклифф, таким образом, сражается больше не с призраками, а с тенью собственного успеха.
Дженет Мактир и Дэниел Рэдклифф в фильме «Женщина в черном»
Надо сказать, что старается он хорошо, и о Потере все-таки забываешь ближе к концу «Женщины в черном». Уж очень профессионально Джеймс Уоткинс владеет приемами создания напряжения в кадре. Так что, несмотря на выпирающие элементы «Звонков», «Темных вод» и других ужастиков для тинейджеров, которые давно поставлены в Голливуде на конвейер, картина Уоткинса аллергии не вызывает. По теперешним понятиям, «Женщина в черном» — триллер продвинутый, с философским подтекстом. В каком-то смысле он соответствует запросам повзрослевшей аудитории Поттерианы. Весь смысл книг Джоан Роулинг, равно как и Клайва Льюиса, в том, что рядом с миром обыденных вещей существует параллельная реальность магии и волшебства. В истории «Женщины в черном» эта параллельная реальность — мир мертвых, в котором всем зрителям картины рано или поздно (лучше, конечно, как можно позднее) предстоит перейти. Здесь фильм Уоткинса перекликается еще и с полузабытым «Шестым чувством» Шьямалана и «Другими» Аменабара.
Ну а нам, белорусам, которым торфяные болота — не экзотика, а среда обитания и способ мышления, остается только сожалеть, что наш богатый фольклорный и литературный материал (достаточно только вспомнить книги Владимира Короткевича) до сих пор не нашел своих достойных Уоткинсов. А то было бы чего посмотреть и чему ужаснуться.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...