Антон Сидоренко, 30 июля 2009 г.
Братья Жан-Пьер и Люк Дарденны творят вроде бы как в стороне от остального кинематографического мира. По степени авторской обособленности и уверенности в избранном пути в Европе их можно сравнить только с Ларсом фон Триером. Франкоязычные бельгийцы, подобно ютландскому провокатору, в каждый свой новый фильм вкладывают определенное послание. Кино для них, определенно, способ коммуникации, чистое искусство, которое они несут в немногочисленные массы фестивальной публики и социально озабоченных киноманов. Их ленты по максимуму концентрируют в себе основанные на левом политическом дискурсе христианские принципы. Герои Дарденнов — все те, кого благопристойная индустрия развлечений предпочитает не замечать — маргиналы всех мастей, безработные, преступники, наркоманы, нелегальные иммигранты. В общем, униженные и оскорбленные, которые своими экранными страданиями заставляют в итоге переживать и зрителя, а параллельно подумать о более важных вещах, чем финансовый кризис.
«Молчание Лорны», очередная серия необъявленного «Декалога» Дарденнов, сделана в той же простой манере, которую можно считать наследием неореализма сороковых-пятидесятых. До документальной стилистики шокирующих кадров «Импорта-экспорта» австрийского документалиста Ульриха Зайдля бельгийцам далеко. Нет в «Молчании Лорны» и нарочитого дрожания камеры, как в фильмах придуманной тем же Триером сотоварищи «Догмы». Дарденны предпочитают безыскусный минимализм, который, правда, срабатывает почище иных спецэффектов. Камера работает на общем плане, актеры необыкновенно естественны, эмоций не выпячивают. Дарденны снимают так же просто, как дышат. И вместе с тем, «Молчание Лорны» очень быстро поглощает зрительское внимание благодаря великолепно прописанной драме, которой мог бы позавидовать Шекспир и которая развивается в сердце маленькой албанской женщины.
Жереми Ренье и Арта Доброши в фильме «Молчание Лорны»
Косовская албанка Арта Доброши играет у Дарденнов мигрантку, своим потом и чужой кровью добывающую себе евросоюзовское процветание. Но в какой-то момент она переступает черту, после которой благополучное завтра с любимым человеком и маленьким баром в качестве бонуса становится для нее решительно невозможным. Большинство наблюдателей сходятся на том, что у Лорны просыпается совесть, которая заставляет ее отказаться от дальнейших махинаций с фиктивными браками и гражданством. Совесть, добавим, и запоздалое чувство раскаяния от того, что не смогла помочь своему ближнему. Ближний, в очень впечатляющем исполнении Жереми Ренье (Люк из «Криминальных любовников» Франсуа Озона и главный герой фильма «Дитя» все тех же Дарденнов), только катализатор процессов внутри самой Лорны. Недавняя бесправная беженка, работница из химчистки сохраняет в себе невероятное чувство собственного достоинства, которое оказывается сильнее страха перед бандитами и важнее благополучия завтрашнего дня.
Простая форма кино Дарденнов не предполагает каких-либо постскриптумов и обобщений. Тем не менее, вывод напрашивается очевидный: на примере безродной мигрантки, которая ежедневно вынуждена бороться за существование, сценаристы и режиссеры Дарденны показывают беспечным до последнего времени «старым» европейцам, что право быть человеком не просто гарантировано какими-нибудь законами и декларациями. Его еще надо заслужить, победив страх снаружи и внутри себя, при этом отказавшись от чего-то несомненно дорогого в пользу чего-то более важного.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...