Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Днепровский рубеж Днепровский рубеж

«Днепровский рубеж»: Апофигей войны

Антон Сидоренко, 2 июля 2009 г.

Война на экране — фирменный знак белорусского кино. И отказаться от него, похоже, придется еще не скоро. Но, судя по свежему фильму Дениса Скворцова, новое поколение кинематографистов вряд ли сможет вывести военную тему на качественно иной уровень.

«Днепровским рубежом» обычно называют оборону Могилева в июне-июле 1941 года. Три с половиной недели жутких боев окончились падением города. Но нацистам был нанесен существенный урон, смерть тысяч солдат Красной Армии и мирных жителей оказалась не напрасной. Многие историки считают, что именно эти упущенные немцами на Днепре недели стали решающими при битве за Москву. Нельзя сказать, что подвиг защитников Могилева был забыт в советское время. Но внимание на нем, прямо скажем, не акцентировалось.

В современной Беларуси слово «Могилев» имеет особый оттенок. Поэтому фильму «Днепровский рубеж» белорусские СМИ с самого начала уделяли много внимания. Сценарий картины написал самый известный из ныне действующих драматургов Алексей Дударев («Белые росы»), постановку доверили энергичному Денису Скворцову, который специализируется на армейской теме и уже отличился шпионским боевиком «Щит Отечества».

Картонно-предсказуемый «Щит Отечества» в стиле хрестоматийного плаката сталинской поры «Не болтай!» сильно отдавал агитацией и пропагандой. Куда более масштабный «Днепровский рубеж» поражает отсутствием какой-либо цельной идеи вообще, равно как и отсутствием драматургии. К чести автора сценария Дударева, его изначальный текст был куда более внятным, чем получившийся в итоге продукт. Линия главного героя — Комкора в исполнении минского актера Игоря Сигова — совершенно теряется в диком переплетении самостоятельных эпизодов, которые так и не складываются в общую картину. Длинная цепь похожих одна на другую батальных сцен к концу затянутого на два с половиной часа зрелища порядком утомляет. А примитивное актерское исполнение, которое уже стало настоящим бичом «Беларусьфильма», ничего кроме отторжения у зрителя вызвать не может. Игорь Сигов — единственный, кто пытается (скорее всего, по собственной инициативе) создать в кадре хоть какой-то образ. Остальные актеры или пользуются какими-то старыми штампами из фильмов 1970-х или просто позируют как две зачем-то приглашенных российских «звезды» Анна Горшкова и Ксения Князева.

Кадр из фильма «Днепровский рубеж»
Кадр из фильма «Днепровский рубеж»

Зато ленту Скворцова можно использовать как наглядное пособие для клубов военно-исторической реконструкции (многие члены которых участвовали в съемках в качестве статистов). По части оружия и экипировки у бутафоров «Беларусьфильма» может даже Голливуд поучиться. Нашивки, погоны и значки развешаны по мундирам статистов в наилучшем виде. То же касается и пиротехники. Все пушки, танки и винтовки стреляют с характерными звуками. Но всей этой машинерии не хватает банальных человеческих эмоций, характеров людей, которые, по идее, стояли за противоборствующими сторонами. В «Днепровском рубеже» нет самого Могилева и знаменитого сражения, а есть разрозненные, монотонно смонтированные фрагменты улиц, поля, леса. С упорством, достойным лучшего применения, режиссер показывает и показывает цепи немцев, выкашиваемых русскими пулеметами, а потом толпы русских, разрываемых на части немецкими минами. Выливаются потоки бутафорской крови и растекаются фальшивые мозги. Задуманный апофеоз войны выглядит в «Днепровском рубеже» бессмысленным фарсом.

Выражаясь военным языком, на уровне командира взвода режиссер Скворцов свою задачу выполнил. Но такие проекты как «Днепровский рубеж» требуют стратегического мышления.

Громко презентованный (солдатская каша, пушки, солдаты перед минским кинотеатром «Октябрь») накануне 22 июня фильм пока не собрал в прокате и доли затраченных на его производство шести миллиардов белорусских рублей (около 2,1 миллионов долларов по нынешнему курсу). Дело, видимо, не только в голливудских конкурентах. И не в военной теме, которая на удивление становится все более и более популярной. И не только в полном неумении «специалистов» с «Беларусьфильма» рекламировать свою продукцию.

Моя более наблюдательная коллега отметила, что в фильме Скворцова чуть ли не двадцать раз в кадре возникает нацистское знамя и ни разу (!) не показан флаг, под которым сражались защитники Могилева. Печально, но, похоже, что в белорусское кино пришло поколение, для которого, что война 1941 года, что 1812-го. Войн, конечно, через белорусскую землю за тысячу с лишним лет ее существования прокатилось немало. Но в стране, для которой Вторая мировая стала главным национальным мифом, к ней должны относится немного более уважительно, чем это сделали создатели «Днепровского рубежа».





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия