Антон Сидоренко, 9 июля 2009 г.
После японо-голливудской серии «Звонков», «Темных вод» и прочих осовремененных сказок-квайданов самый живописный жанр фильма ужасов, казалось бы, навсегда перешел в категорию кино для тинэйджеров. Собственно говоря, взрослым и так неврозов хватает — попробуйте-ка посидеть годик в офисе с девяти до шести! Но прославившийся несколькими сериями «Зловещих мертвецов» и в особенности «Человеком-пауком» Сэм Рэйми вновь раздвигает возрастные рамки жанра. В его новой ленте ветхие легенды о колдовском проклятии совершенно неожиданно наслаиваются на вполне современную проблему морального выбора. И за чередой вполне дешевых трюков с ожившими мертвецами проглядывает что-то большее, чем простой аттракцион.
«Затащи меня в ад» по меркам современного Голливуда вещь камерная, без невероятных спецэффектов. Зато отдающая творчеством Роджера Кормана — незабвенного экранизатора готических фантазий Эдгара Алана По. Рэйми снял по-кормановски мрачную историю с предсказуемо плохим концом про мелкую банковскую служащую, которая вопреки своей воле обижает старушку-цыганку. Глаз у старушки оказывается недобрый, и за несчастной блондинкой начинает гоняться жуткий потусторонний монстр.
Элисон Ломан в фильме «Затащи меня в ад»
Рэйми со всем пылом верного последователя Хичкока умелым монтажом и закадровой музыкой лихо нагоняет на экране саспенс, гарантированно вызывая нервных смех в зрительном зале. Он ловко балансирует на грани трэша и какой-то совершенно безумной готической романтики с медиумами, спиритическими сеансами и белыми козлами. Хватает в нем и традиционных мертвецов, которые то встают из затопленной могилы, то тенями бледными являются по вызову экзорсиста.
«Затащи меня в ад» по максимуму эксплуатирует наивный интерес современного читателя таблоида к разным оккультным явлениям вроде полтергейста и привидений. Правда ничего нового Рэйми в своем фильме не предлагает. Его фантазии предсказуемые, зато вполне профессиональные. Полностью насладиться ими смогут только те, кто хорошо спит и имеет крепкий желудок. Потому что вид вытекающих из покойницы прямо в рот героини внутренностей или гнилых старческих челюстей — не из самых приятных. Подобная физиология все чаще попадает на широкий голливудский экран, но в некоторых местах этой картины кажется, что постановщик и его художники перегнули палку. Выручить зрителя может только природное чувство юмора.
Лорна Рэвер в фильме «Затащи меня в ад»
Некоторые и расценивают фильм Рэйми как очень черную комедию. С этим можно было бы и согласится, если бы не реальное отчаяние и жуткая тоска по разрушенным жизненным планам в глазах актрисы Элисон Ломан. Если представить все происходящее на экране только бредом героини, а мистику списать на галлюцинации, то перед нами предстанет драматическая история дочери сельской алкоголички, которой так и не удалось покорить большой город.
В общем, «Затащи меня в ад» — зрелище одновременно смешное, трогательное и отвратительное. А также определенно философское: поучительная судьба несостоявшейся банкирши недвусмысленно демонстрирует существующий баланс добра и зла. Однако дешевая мистика, характерная скорее для «би-муви», не может затмить вполне реальной подоплеки всей драмы. Колдовство колдовством, но во всем оказываются виноваты амбиции в погоне за жизненным успехом, ради которого героиня вынуждена была поступиться своей природной добротой. И быть сурово наказанной…
Другое дело, что оступилась она только один раз, зато очень неудачно: другие обижают по полторы сотни старушек в неделю, и им все сходит с рук. Поэтому все моральные выводы из фильма можно с легкостью списать на волю случая.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...