Антон Сидоренко, 21 мая 2009 г.
Проживший большую часть жизни в Бразилии аргентинский еврей с украинской фамилией Эктор Бабенко давно известен фестивальной публике. Вместе с несколькими смелыми коллегами он был инициатором новой волны бразильского кино, прогремевшей в середине 1970-х в годы правления очередной военной хунты.
Остросоциальные политизированные ленты Бабенко можно считать прообразом современных работ Вальтера Саллеша и Фернанду Мейреллеша «Центральный вокзал» и «Город бога», которые хорошо запомнились нашим киноманам. Новая лента Бабенко «Прошлое» по роману Алана Паулса — что-то совсем противоположное многим его прежним картинам. 63-летний режиссер неожиданно сманеврировал в сторону психологической драмы, пригласив на главную роль главного любовника Латинской Америки Гаэля Гарсиа Берналя.
Смазливый мексиканец, совсем недавно взошедший на голливудский олимп, играет у Бабенко разочарованного жизнью интеллектуала под тридцать. Его герой Римини живет в Буэнос-Айресе, делает субтитры к иностранным фильмам и пытается разобраться в запутанных взаимоотношениях со своим любовным прошлым. Его образ очень напоминает героя Марчелло Мастрояни из фелиниевского «Города женщин». А его рефлексия по поводу расстования с супругой Софией (Аналиа Косейро) — недавний шедевр турка Нури Бельге Джейлана «Времена года». Как и Снапорац Мастрояни, Римини — существо пассивное по отношению к женщинам. Его постоянно бросают, соблазняют и обманывают. Его членом и красивым телом (внимание поклонницы(ки) Берналя!) постоянно пользуются, но ничего толкового из этого не выходит.
Гаэль Гарсиа Берналь в фильме «Прошлое»
«Прошлое» нельзя назвать хандрой стареющего человека по поводу утраченной молодости. У Бабенко получилось очень красивое, романтическое кино про встречи и расставания, несовпадение реального и воображаемого. Зафиксированные камерой Рикардо Делла Розы кусочки мокрого Буэнос-Айреса как нельзя лучше подходят к дождливому, сентиментальному настроению, которое пронизывает весь этот фильм. В своей рефлексии старый мастер мягок и эротичен. Красивая, печальная мелодия, сопутствующая злоключениям героя, полностью выражает основные эмоции. А печальный, заросший Берналь прекрасно им соответствует. Чувствуется, что актер постепенно нащупывает другой имидж, пытается отойти от образа смазливца-вундеркинда. Он не боится показаться в кадре некрасивым, с кругами под глазами и очевидно выигрывает от своей смелости.
Римини из «Прошлого» на данный момент одна из лучших ролей мексиканца. Берналь чудесно изображает зависимость современного городского человека от чувств и привязанностей. Сюжет довольно прямолинейно сравнивает эту зависимость героя с зависимостью от кокаина. Если учесть, от чего Римини страдает сильнее, то эту наивную параллель можно вполне простить.
Сравнение с Феллини вполне уместно, герой Берналя чужой в непонятном для него женском мире. Апофеозом этой непонятливости становится открытие клуба покинутых женщин «Адель Д.», на котором Римини выступает в качестве почетного гостя. Всю жизнь он думал, что бросали его, а оказалось, женщины не сомневаются, что расставался с ними он. Здесь фильм представляет исключительно прямолинейную трактовку межполовых коллизий. «Прошлое» не оставляет подругам Римини не единого шанса называться разумными существами, объясняя все конфликты с точки зрения фрейдизма. Умное, немного усталое кино от седого мастера — одно из немногих, которому хочется возразить, но с которым приходится согласиться.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...