Антон Сидоренко, 23 апреля 2009 г.
«Один из сильнейших фильмов, созданных в Беларуси за последние годы» — типичный из эпитетов, которыми наградили ленту в своих сообщениях многие белорусские СМИ. Столичные прокатчики, однако, бурного журналистского оптимизма не разделили и осторожно поставили «Кадета» ежедневно на один сеанс в один (!) кинотеатр. Но тут подкатило дело с запретом второго «Адреналина». Лента Дудина пришла на смену американскому экшену. Правда, неудачно: на самых посещаемых вечерних сеансах было по два-четыре человека, а некоторые и вовсе не состоялись. Зато, по захлебывающимся от восторга сообщениям все тех же белорусских изданий, к ленте выразили аккуратный интерес представители российских телеканалов.
Так все же что выпустили из ворот нашей национальной кинофабрики-кухни? Высокий деликатес, которому суждено покорить мир, или, как в свое время выразился остроумный Джанни Родари, «антрекот из чугунной ограды»?
Начнем с того, что «Кадет» — из серии тех картин, которые сняты на нашей студии уже при новом директоре Владимире Заметалине. С последним связывают заметное оживление в белорусском кино последних лет. И действительно, в «Кадете» есть сразу несколько особенностей, которые отличают фильм от остальной продукции «Беларусьфильма».
Вот, для начала: все роли в ленте играют только белорусские актеры. Парадоксально, но факт — практически все время существования белорусского кино (а ему в этом году исполниться 85 лет) режиссеры предпочитали занимать на более-менее видных ролях российских, украинских, литовских, но никак не своих артистов. За что последние всегда были на «Беларусьфильм» в некоторой обиде. Ситуация изменилась только в новейшие времена, но и сейчас студия с удовольствием приглашает на съемки так называемых «варягов». Виталий Дудин — едва ли не единственный режиссер, который старался «купляць толькі беларускае» и в «Кадете» задействовал одни отечественные кадры.
Полина Сыркина в фильме «Кадет»
Некоторые из них даже очень хороши. Я имею в виду исполнительницу главной роли Полину Сыркину, звездный талант которой тихо расцвел на клумбе минского Театра-студии киноактера. И, судя по всему, в ближайшее время будет пересажен на другую почву: молодая актриса ангажирована сразу несколькими российскими сериалами.
В «Кадете» она играет роль Анны — возлюбленной сразу двух главных героев — юного суворовца, приехавшего на побывку (Андрей Сенькин из Горьковского театра), и деревенского красавца (Руслан Чернецкий, оттуда же), которого обвиняют в убийстве председателя колхоза. Все трое актеров — милые, юные, красивые. Но ни один не тянет на пережившего войну человека (действие разворачивается сразу после Второй мировой где-то в Западной Беларуси). С точки зрения достоверности «Кадет» вообще крайне неубедителен. В нем нет характерной послевоенной атмосферы, которая хорошо удавалась отечественным классикам. Сюжет картины по-хорошему детективный. Но соответствующего жанру напряжения мягкий по манере Виталий Дудин изобразить не сумел. «Кадет» безнадежно сентиментален. Режиссер распыляет внимание зрителя и особо не старается придумать какие-то оригинальные решения. В «Кадете» есть только несколько вызывающих оживление в зале мест (эпизод с продавцом порнографии и портретов Сталина — самый интересный).
В фильме, как нечасто бывает в белорусском военном кино, нет жесткого разделения «наши» — «ненаши». Белорусы представлены в «Кадете» нацией между двумя огнями, несчастными людьми, которые вынуждены воевать друг с другом за чужие интересы. В каком-то смысле общая идея роднит фильм Дудина с шедевром Витаутаса Жалакявичуса «Никто не хотел умирать». Правда, высказана эта мысль в «Кадете» как-то невнятно, без должного оформления. Такое ощущение, что режиссер так и не определился с общим направлением своего кино, непрерывно путешествуя по жанровой шкале от мелодрамы до военного боевика. В итоге получился своеобразный привет семидесятым-восьмидесятым годам прошлого века, времени творческой молодости Виталия Дудина. Крепкая драматургически (что, по правде, бывает на «Беларусьфильме» не часто), но бедноватая с зрелищной стороны лента, которую, действительно, лучше смотреть на телеэкране.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...