Антон Сидоренко, 9 октября 2008 г.
На русском императорском флоте существовал трогательный обычай. Когда корабль приходил в негодность и торжественно провожался в утиль, его имя присваивали новому кораблю соответствующего класса. А если свежая флотская единица была по классу другой, то новый корабль к старому имени получал приставку «Память …». Например, был фрегат «Азов», стал крейсер «Память Азова», и так далее. Широко разрекламированный фильм Андрея Кравчука «Адмиралъ» можно назвать «Память Титаника». С фильмом Джеймса Кэмерона «Адмирала» роднят не только пролог и эпилог «через много-много лет», в котором участвует выжившая в ГУЛАГе возлюбленная Колчака Анна Тимирева. Как и «Титаник», «Адмиралъ» попытка переложить на язык масскульта еще один эпизод такого насыщенного трагедиями ХХ века.
Если Кэмерон безошибочно поместил любовный треугольник на терпящий крушение суперлайнер, то авторы сценария «Адмирала» Владимир Валуцкий и Зоя Кудря развернули любовную драму прямо посреди развала Российской империи. До сих пор загадочная фигура адмирала Колчака здесь выступает в качестве приманки для зрителя. Тем более, что исполняет роль несостоявшегося диктатора любимец публики Константин Хабенский. В пару к нему партнерша по «Иронии судьбы-2008» Елизавета Боярская. В принципе, при той рекламной волне, которую сумели организовать продюсеры Анатолий Максимов и Джайник Файзиев, этих двоих уже было достаточно для успешного проката. Но кино в России непременно должно быть больше чем кино. «Адмиралъ» — это еще и попытка сотворения нового исторического мифа.
Владислав Ветров и Константин Хабенский в фильме «Адмирал»
Выставленный в сталинско-брежневских учебниках истории кровожадным чудовищем, в фантазии авторов новой картины Колчак предстает храбрым до безумия флотоводцем и невинной жертвой жестокого большевистского режима. Политики, впрочем, в «Адмирале» фактически нет: это, прямо скажем, не историческое полотно, да и устал зритель от политики. Так что приводные ремни всем известного конфликта между «белыми» и «красными» остаются невидимыми. Поэтому, понять, почему такие послушные и стойкие в бою против германского крейсера в самом начале матросики потом поднимают своих уважаемых офицеров на штыки, из «Адмирала» невозможно. Единственное, что сможет понять, прямо скажем, неосведомленный в историческом процессе молодой зритель, который, без сомнения составит основную публику, так то, что в свое время написал в своем, возможно, лучшем романе «Моонзунд» великий маринист Валентин Пикуль: «В России всегда чрезвычайно черство относились к людям».
Аналогии с «Моонзундом», уже не с книгой, а с блестящим фильмом Александра Муратова, где прекрасно сыграл Олег Меньшиков, при просмотре «Адмирала» возникают постоянно. Начиная с первой сцены постановки мин и боя с германским крейсером, оканчивая сценой, в которой оборзевшая матросня приходит к Колчаку отбирать оружие. Герой Меншикова, помнится, вырвал пистолет из кобуры, направил на вышедший из повиновения экипаж и довольно убедительно рявкнул: «А ну-ка, попробуй, отними!!!» Колчак Хабенского же как-то вяловато приказывает своим офицерам выполнить требования бунтарей и выбрасывает личное оружие за борт…
Елизавета Боярская и Константин Хабенский в фильме «Адмирал»
Как из раздавленного предательством политиков, вышедшего в отставку моряка буквально через год получился диктатор половины Евразии? Почему Колчак бросил жену с ребенком ради чужой жены с ребенком (чужого ребенка, впрочем, в фильме не существует, в жизни был)? Что за роковая женщина в таком случае была эта Анна Тимирева? В милой, но пустоватой Елизавете Боярской никакого рока не ощущается. Анна Ковальчук, которая играет законную супругу Колчака, переигрывает и Боярскую, и Анну Тимиреву. Едва выставив Колчака ходоком (в одной из сцен его понимающе спрашивает жена: «Опять влюбился, Саша?») авторы «Адмирала» тут же лепят из него искренне верующего — герой Хабенского непрерывно крестится, молится и целует образа. Фильм в принципе невероятно противоречив, наверное, телеверсия, которая непременно последует на «Первом канале», полнее и понятнее представит и героя, и события.
Правда, на малом экране могут потеряться спецэффекты, сцены морских сражений и т.п. Хотя Андрей Кравчук не показал себя гениальным баталистом — все экранные бои довольно однотипны. Больше других впечатляют две сцены. Одна, очень эмоциональная (если Кравчук сам придумал, то молодец) — офицеров толкают на край обрыва, чтобы расстрелять, и вдруг открывается картина склона холма, усеянного черными шинелями убитых моряков. Вторая снята похуже, но зато могла стать ключевой по смыслу: Колчак объявляет себя Верховным правителем России, и народ внезапно встает на колени. Отсюда сразу следует — русские не могут без Хозяина, но дальнейшего подтверждения в фильме этот тезис не находит. Может быть, авторы имели в виду и не это, но тогда никакого вывода после просмотра вообще сделать нельзя. Выходит, что «Адмиралъ» простой байопик в духе «Леди Гамильтон» братьев Корда, только без обаяния Вивьен Ли. И почему Колчак в нем выставлен героем, непонятно. Хотя по теперешним временам будет неудивительно, если неудавшегося укротителя большевизма внезапно объявят новомучеником или, вообще, канонизируют. Тогда от картины Андрея Кравчука будет хоть какой-то эффект. А так, после волны рекламной истерии о нем скоро все забудут.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...