Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Ангел Ангел

«Ангел»: Жертва глянца

Антон Сидоренко, 22 августа 2007 г.

Первый англоязычный фильм француза Франсуа Озона вернул интерес к творчеству режиссера, которого в начале двухтысячных считали самым многообещающим европейцем.

Его новая картина именно тот ларчик с двойным дном, что позволяет выделить новое кино Озона из потока арт-хауза и назвать одним из самых интересных в текущем сезоне. И хотя действие картины происходит сто лет назад, выводы, которые из нее следуют, вполне современны.

Франсуа Озон давно отошел от лобовых провокаций, на которых («Ситком», «Криминальные любовники») он когда-то сделал себе имя. Начиная с «Бассейна», его работы претендовали на определенную философичность, но для этого им не хватало глубины и интересного сюжета. И вот Озон взял в руки роман английской тезки Элизабет Тейлор, где есть полноценные завязка и развязка, конфликт интересов, драма, одним словом. История выдуманной писательницы дамских романов Энджел Деверелл прекрасно подходит для мелодрамы, сериала. Озон сделал что-то большее, позволяющее трактовать его новый фильм и как мелодраму, и как авторское послание.

На первый взгляд Озон окончательно продался мейнстриму (что, по мнению недоброжелателей, он начал делать еще в 2002-м, со съемки «8 женщин»). Фильм начинается как типичная голливудская история восхождения к олимпу успеха со всеми сопутствующими компонентами в виде холодно-голодного детства, издевающимися одноклассниками и фантазиями-мечтами, которые Энджел тщательно записывает в тетрадочку, быстро становящуюся рукописью первого романа. Как водится, находится и добрый, проницательный издатель (Сэм Нилл, неуловимо напоминающий диктора ОНТ Валерия Кащеева), осознающий гений юного дарования и дающий его книге дорогу в высший свет. Книге, естественно, сопутствует бешеный успех, и дальше все идет по накатанной: поклонники, гонорары, новые книги и, как выражение сбывшейся мечты, покупка желаемого с убогого детства поместья с говорящим названием «Рай». Все. Ангел попадает в Рай, но упокоения в нем не находит.

Ромола Гарай в фильме «Ангел»
Ромола Гарай в фильме «Ангел»

Мир «Ангела» условен гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Юная Энджел Деверелл приезжает в Лондон не позже 1901 года. Исполнительница главной роли Ромола Гараи спрашивает у жены издателя, в этой роли стремительно стареющая Шарлота Ремплинг: «А вы представлены королеве?» Королева Виктория, как известно, умерла именно в 1901 году. Но между первым приездом героини в Лондон и началом Первой мировой по фильму проходит явно не тринадцать лет, а гораздо меньше! В полном соответствии с жанром, в который играет Озон, героиня Гараи просто не стареет. Для тех киноманов, которые уж совсем ненаблюдательны или мало образованы, Озон специально подчеркивает искусственность всей конструкции: Энджел разъезжает в коляске издателя на фоне проекции лондонских достопримечательностей, как в голливудских фильмах 1930-х — 1940-х годов, под которые Озон, в тоске по безвозвратно ушедшей золотой эпохе Голливуда, и заточил фильм.

Эпоха особенно видна в намеках на «Унесенные ветром» и Вивьен Ли в роли Скарлетт, которой подражает Гараи. Причем, Озон этого и не скрывает, а наоборот подчеркивает в интервью. Аналогии с Вивьен Ли абсолютно уместны — Гараи очень интересная актриса с подвижным лицом, способным изменяться в доли секунды и быть как очень красивым, так и почти отвратительным, сообразно отношению режиссера к своей героине. Как и Маргарет Митчелл, Элизабет Тейлор выписала свою главную героиню (об этом утверждают читавшие книгу) скорее в отрицательном ключе. Озон делает из Энджел женщину-загадку, относится однозначно к которой просто бессмысленно. Энджел живет в придуманном мире и как все сильные творческие личности перестраивает мир окружающий под мир внутренний. Разумеется, ей это не удается. Но на пути к совершенству она не оглядывается по сторонам и поэтому в один момент приходит в противоречие со своими читателями и близкими, которые ее раньше боготворили.

Ромола Гарай и Михаэль Фассбендер в фильме «Ангел»
Ромола Гарай и Михаэль Фассбендер в фильме «Ангел»

От прежнего Озона в «Ангеле» яркие анилиновые краски картинки от оператора Дэни Ленуара, явно выдуманные по принципу «Не как было в жизни, но как красивее» костюмы. По цветовой палитре «Ангел», безусловно, это продолжение «8 женщин». На нетрадиционную ориентацию Озона намекает лишь пара эпизодов вроде того, где фанатка-секретарь (прекрасная роль Люси Расселл) пытается делать обнаженной писательнице массаж.

Кое-кто из критиков называют выдуманную писательницу Деверелл (прототипом выступила некая Корелли, которую упоминают в фильме как конкурентку Энджел) и ее стиль образцом пошлости. Что ж, можно сказать и так. И романистка Энджел недаром живет в Англии начала прошлого века, во время зарождения масс-культа, живым воплощением которого и оказывается Энджел. Героиня Гараи предшественница современных медийных селебрити, которые по прихоти случая (в данном случае помог графоманский талант Энджел) на пятнадцать минут попадают через малахов-шоу на страницы таблоидов. Ровно такое произошло и с Энджел. Правда, Озон особо не злорадствует по поводу быстрого падения своей героини. В «Ангеле» есть что-то барочное, есть любование моментом расцвета и моментом заката, есть утверждение сиюминутности человеческого существования. Могила Энджел, у которой не плачут толпы поклонников, тому подтверждение. В этом Озон остался прежним, тем и интересен.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия