Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Сорокалетний девственник Сорокалетний девственник

«Сорокалетний девственник»: Дитя порока

Антон Сидоренко, 17 октября 2005 г.

Всем известна аксиома — чем больше про секс говорят, тем меньше им занимаются. Судя по «Сорокалетнему девственнику», в Голливуде реального секса все меньше и меньше...

В последнее десятилетие Голливуд много и натужно пытается шутить на половую тему. Куда подевалась фирменная ирония комика-не-для-всех Вуди Аллена во «Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить» (1972)? На нас выплеснулись сальные фантазии героев трех «Американских пирогов», обильно сдобренные соответствующей субстанцией «Очень страшных кино». «Сорокалетний девственник» Джадда Апатоу — причудливая смесь пирогов и недавнего «Правил съема: метода Хитча». Только в роли жаждущего половых сношений — не семнадцатилетняя жертва клерасила, а вполне взрослый Стив Карелл (Энди), а в роли мастера полового обучения — целая шайка великовозрастных шалопаев различной степени политкорректности.

Перешедший из легковесного TV в полноценные киношники Апатоу использовал в своем кинодебюте все сомнительные достижения самой прогрессивной в мире кинематографии. В этом фильме обильно демонстрируется широкий спектр рыгально-блевотных комплексов современной американской поп-культуры, которые пока ни одна другая культура повторить не в силах. Судя по первому сеансу в столичном кинотеатре, не ограниченная интеллектом часть минской публики все эти комплексы с удовольствием приняла и проглотила. Причем, как и всегда на комедиях на околосексуальные темы громче всех смеялись девственники и импотенты. И не зря смеялись. Фильм, как ни странно, вышел очень смешной.

Сет Роген и Стив Карелл в фильме «Сорокалетний девственник»
Сет Роген и Стив Карелл в фильме «Сорокалетний девственник»

Во многом благодаря главному герою. Карелл, мягко говоря, не Вуди Аллен и даже не Стив Мартин. Его застывшая маска смирившегося с серой жизнью неудачника — один в один портрет среднестатистического продукта телеканала ОНТ. В утреннем троллейбусе 7.30 (в котором мне довелось недавно проехать) таких половина вагона. Ближе всего девственник Энди к герою Даниэля Отоя из недавнего фильма Франсиса Вебера «Хамелеон». Та же мина затравленного жизнью зверька, смирившегося с остатком одинокого безрадостного существования в благоустроенном стойле урбанизированной фермы. В общем, самая свежая эволюция «маленького человека», Акакия Акакиевича наших дней. (Не помню, упоминал ли Гоголь о степени целомудренности героя своей «Шинели», кажется, он сам был девственником). Маленький человек Энди, как и положено всем маленьким людям, тихо передвигается между домом, где смотрит сериалы со старикамисоседями и раскрашивает игрушечных солдатиков, и магазином, где обслуживает склад бытовой электроники. Затянувшееся девственность его объясняется психотравмами, полученными в юности от развязных особ женского поля. Хобби — коллекционирование пластиковых статуэток героев комиксов в неповрежденно-девственных обертках и мечта о собственном магазине телевизоров в недрах Лос-Анджелеса. В общем, среднестатистический потребитель шоколадных батончиков.

Все меняется благодаря сослуживцам Энди — очаровательным придуркам, которые трахают все, что шевелится. То, как они тренируют Энди на предмет избавления от девственности, — никаким хитчам не снилось. По степени пошлости и полового расстройства фильм Апатоу достиг определенной вершины: когда зрительский организм на скабрезности просто не реагирует. И в самом деле, большинство сцен явно за гранью здорового рассудка, поэтому на залитого содержимым желудка очередной кандидатки на секс Энди смотришь совсем другими глазами, чем на кобелирующих персонажей «пирогов». В облеванном Стиве Карелле есть что-то от всегдашней невозмутимости Бастера Китона — черно-белого комика номер два немой эпохи Голливуда. На таких людей, пять секунд назад свалившихся со стоэтажного небоскреба и флегматично осматривающих окрестности, поневоле взглянешь с уважением. Что-то в них есть непоколебимое, основательное.

Стив Карелл и Кэтрин Кинер в фильме «Сорокалетний девственник»
Стив Карелл и Кэтрин Кинер в фильме «Сорокалетний девственник»

Режиссер дает нам еще несколько звоночков, сигналов, чтобы мы не считали его стандартным голливудским лохом-дебютантом. Негр — напарник Энди по электронному магазину и один из «учителей», вступает в неполиткоректный спор с собратом по афроамериканской расе, а два других «препода», по очереди затягиваясь из приспособленного под бурбулятор яблока, затевают чудесный по накалу страстей диспут на предмет собственной гомосексуальности. Конечно, до уровня альтернативного фестиваля «Санданс» эти примочки не дотягивают, но показывают, что авторы основательно прикалываются не только над своими персонажами, но и над большей частью зрителей.

Абсурд «Девственника» логично завершается встречей с «единственной и неповторимой», с которой у Энди явно и должно произойти ЭТО. Энди наконец влюбляется и в силу вступает пафос традиционных ценностей. Любовь опять побеждает секс…

Зачем при этом потребовалось вставлять полчаса никчемных переживаний и липовых страданий Энди по поводу своей мужской неопытности, одному продюсеру известно. В любом случае последние полчаса портят почти все впечатление от великолепия предыдущего абсурда. В начале и середине «Девственника» Апатоу почти поднимается до вершин раблезианской сатиры, но вполне стандартный финал ничем кроме вторичных гэгов порадовать не может.

Словно предчувствуя разочарование части публики, режиссер реабилитирует себя последними пятью минутами: избавившись наконец от постыдного недостатка, Энди с друзьями исполняет финальный номер из мюзикла «Волосы». На сцену поднимается волосатый чувак с дымящимся яблочком в руке и объявляет: «Сексуальная революция! Часть вторая, Оптимистическая!»

Будем ждать «Сорокалетней девственницы». Тут-то, скажу я вам, и будет землетрясение в Санта-Барбаре!





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия