Антон Сидоренко, 4 ноября 2004 г.
Создавать другой мир, отличный от мира передэкранного, — и есть основная задача киноискусства. Применение компьютерной анимации, казалось, должно было произвести в кинематографе переворот, придать дряхлеющему на глазах ремеслу второе дыхание. Поначалу к этому все и шло. Спилберговскими динозаврами восхищались даже самые ленивые, а «Гладиатор» и новые серии «Звездных войн» сильно обнадежили голливудских продюсеров: развитие технологий должно помочь создавать грандиозные полотна без значительного увеличения затрат. В идеале, основными статьями расходов при создании блокбастеров должны стать мегагонорары для актеров-мегазвезд и солидные расходы на проведение рекламной кампании.
У дебютанта Керри Конрана все так и получилось. Его «Небесный капитан и мир будущего» — вообще очень удачный проект: он обошелся продюсерам «всего» в $90 млн. Грандиознейшие сцены разгрома роботами Нью-Йорка и атаки острова-базы воинства Небесного капитана, по теперешним финансово напряженным временам можно сделать только с помощью мультипликации. Фильм, собственно, и напоминает одно из модных аниме (точно не скажу какое, т.к. не специалист в этом специфическом жанре, а жаль!). Из аниме в «Небесном капитане» позаимствована сама идея комикса (толстенные выпуски комиксов неоднократно попадают у Конрана в кадр), а также куча других неотъемлемо важных и часто встречающихся в аниме вещей вроде гигантских роботов. Так Япония отдает Голливуду свой культурный долг: все это добро в виде роботов, суперменов, etc. пришло к самураям вместе с бейсболом, демократией и кока-колой. Теперь, переваренное Востоком через манга-аниме и с успехом возвращенное в экспортном варианте Западу, визуальное наследие времен Великой Депрессии и Второй мировой вновь эксплуатируется Голливудом. Надо сказать, в «Небесном капитане» эксплуатируется с успехом.
Гвинет Пэлтроу и Джованни Рибизи в фильме «Небесный капитан и Мир будущего»
Кинокомикс — специфический жанр. Он рассчитан на широкую аудиторию и чаще всего представляет из себя немудреный аттракцион для Homo Erectus (для тех, кто только что слез с дерева). Благодаря искусной стилизации под тридцатые-сороковые «Небесный капитан» — сверхувлекательное зрелище и для меньшей половины человечества. Главное достоинство его стиля — изображение под техниколор и старое фото, из-за чего все цвета в «Капитане» приглушены, а контуры предметов слегка размыты. Подобные примочки позволяют ловко сглаживать основной недостаток компьютерной анимации: едва заметную глазу недостоверность изображения. Еще спилберговские животные Юрского периода при всем своем просчитанном учеными и компьютерами условном совершенстве все равно на экране казались какими-то рисованными муляжами. Правда, новизна аттракциона затмевала тогда зрителю все остальные чувства, но следующие фильмы, созданные по диназаврской технологии, как чудо уже не воспринимались, и рисованные вставки не только приелись, но и стали отдавать дешевкой. Каким-то образом мозг все-таки распознает в рисованной на компе картинке фальшивку и безошибочно отделяет ее от настоящих декораций и персонажей.
Анджелина Джоли в фильме «Небесный капитан и Мир будущего»
В «Небесном капитане» отделять почти нечего: все, кроме живых актеров, в фильме нарисовано и двигается с помощью электроники. Как и в других кино, здесь фальшивка особенно заметна, когда в кадре действует живой персонаж. Самой неудачной в этом смысле выглядит сцена пробежки героини Гвинет Пелтроу между ног гигантских роботов. Ясно, что Пелтроу не могла как следует изобразить страх от попадания под гигантский ботинок. Ведь она изображала свой бег в пустой комнате с синим фоном, а всех роботов, как и рушащийся Нью-Йорк, нарисовали много позже. Впрочем, в задачу авторов «Небесного капитана» и не входила максимальная достоверность изображения. Все вытягивает на себе сценарий, а особенно диалоги, которые являются сплошной пародией на предвоенный Голливуд. Досталось и берлинской студии UFA и ее самому знаменитому периоду: Нью-Йорк в фильме напоминает еще и знаменитый Метрополис, а разбитая морда начальницы убийц подозрительно напоминает робота-Марию из одноименной картины Фрица Ланга.
Один из главных приколов «Небесного капитана» — воскрешенный с помощью компьютерной программы в роли злодея Тотенкомпфа Лоуренс Оливье, который, как известно, принципиально не играл роли отрицательных персонажей. Вот он-то, электронный, смотрится абсолютно органично. Отсюда вывод — настоящее кино не надо смешивать с мультипликацией: в случае «Небесного капитана» эксперимент удался благодаря оригинальной идее и чувству юмора авторов, но остальные попытки подселить живых актеров в искусственную среду художественных плодов на большом экране пока не приносят. Зато для производства телевизионных сериалов компьютерная графика в самый раз: на малом экране фальшивку распознать сложнее. В большом же кино до совершенствования технологии безальтернативным остается путь Джеймса Кэмерона. Свой «Титаник» он выстроил из натуральных материалов, может поэтому гибель этого киношного судна смотрелась и переживалась так эмоционально. Но в главном успех фильма продолжает зависеть от оригинальности его идеи. И никакие компьютеры тут не помогут.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...