Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Кэрол Кэрол

«Кэрол»: За полчаса до весны

Антон Сидоренко, 4 марта 2016 г.

Произведениям Патрисии Хайсмит всегда везло с экранизациями. Что тут еще добавить, если твой первый роман выбирает для своего фильма сам Альфред Хичкок! А потом были и Вим Вендерс, и Рене Клеман, и Клод Шаброль, и Энтони Мингелла!..

Голливудский постановщик Тодд Хейнс, автор одного из лучших американских фильмов последнего десятилетия «Меня там нет», на таком блестящем фоне выглядит не более чем крепким середнячком. Однако его версия романа Хайсмитт «Цена соли» оказалась выше всяких похвал. Накануне самого гендерного из советских праздников ее можно увидеть в Минске, в том числе, и с оригинальным звуком, чем советуем обязательно воспользоваться.

«Кэрол» — медленная и затягивающая любовная драма, которая почему-то сильнее нравится зрителям-мужчинам. Хотя Хейнс умудрился снять историю об отношениях юной продавщицы и зрелой домохозяйки максимально избавленной прямой эротики. Интимная сцена в фильме только одна, да и та по теперешним, гипероткровенным, временам какая-то неубедительная. Все чувства и отношения в «Кэрол» показаны между строк, любовь, как и в жизни, не сводится здесь к одной постели. Тем более, что происходит во времена, когда в США однополые отношения, мягко говоря, не приветствовали.

В Канне «Кэрол» вполне логично получила приз ЛГБТ-жюри, но открытый гомосексуалист (судя по официальной биографии) Хейнс сделал фильм для всех, а не только для сексуальных меньшинств.

Руни Мара и Кейт Бланшетт в фильме «Кэрол»
Руни Мара и Кейт Бланшетт в фильме «Кэрол»

Действие картины разворачивается в рождественские недели 1952 года, где-то между готовящимся покинуть Белый дом Трумэном и заступающим на свой пост Эйзенхауэром, в сытой, активно развивающейся, но такой консервативной Америке. Той самой, в которой пока нет хиппи, про битников слышали только манхэттенские интеллектуалы, а семейные буржуазные ценности вполне заменяют собой счастье множеству людей обоего пола. Но Гор Видал уже опубликовал свой нашумевший «Город и столп», а домохозяйки Майкла Каннингема вовсю обмениваются рецептами праздничных кексов.

Режиссеру великолепно удалось ухватить саму суть этого внешне благополучного, но уже обреченного времени. Мягкого, но такого невыносимого для влюбленных друг в друга героинь Кейт Бланшетт и Руни МарыПриглушенные тона оператора Эдварда Лахмана говорят об этом времени куда больше черно-белых исторических хроник. Эпоха начавшейся Холодной войны и распоясавшегося сенатора Маккарти на самом деле было годами спокойствия и уютного консерватизма. И двойной общественной морали, которую в итоге удается игнорировать домохозяйке Кэрол и продавщице Терез.

Примечательно, что Тодд Хейнс уже снимал фильм с очень похожей фабулой, действие которого происходит в тех же пятидесятых. Только в картине «Вдали от рая» белая американка в исполнении Джулианны Мур едва ли не помимо своей воли шла на противоестественную по тем временам связь с афроамериканцем. Героиня Кейт Бланшетт куда более сильная и волевая, она старается быть не жертвой обстоятельств, а их победителем. Но побеждать ей, в том числе, собственные страсти, удается с переменным успехом.

Руни Мара в фильме «Кэрол»
Руни Мара в фильме «Кэрол»

Правда, главной героиней картины, глазами которой мы, по большему счету и наблюдаем за развитием этой истории, является все же юная Терез, блестяще сыгранная Руни Марой. Прославившаяся ролью девушки со специфической сексуальной ориентацией в финчеровской экранизации Стига Ларссона «Девушка с татуировкой дракона», Мара по какой-то невероятной причине была номинирована на «Оскар» за лучшее исполнении женской роли второго плана. Хотя она проводит в «Кэрол» на экране едва ли не больше времени, чем Кейт Бланшетт и, более того, кое где даже переигрывает свою именитую партнершу. Впрочем, постепенно впадающие в маразм оскаровские академики не оценили работу Мары и второстепенным «Оскаром». Хотя на Каннском фестивале, где и была представлена «Кэрол», Мара по достоинству получила свой главный приз.

Мара с подачи режиссера великолепно ведет свою очень сложную роль: «Кэрол» отлично показывает сверхэмоциональный и иррациональный характер женской психики. Фильм можно назвать именно что женским — мужчины в нем явно на втором плане, они или официанты, или монстры, в любом случае, чужие во всех голливудских смыслах этого слова. Однако, и зрелая Кэрол, и юная Терез, подобно Гумберту с Лолитой бороздящие мотельную Америку, все равно вынуждены мимикрировать под вполне сдержанный и благопристойный мир вокруг.

Правда, миру этому осталось совсем недолго.





архив

2017: По честной цене

Подводя итоги года, не знаешь, за что браться в самом начале: то ли за ударную работу прокатчиков и дистрибьюторов, то ли за сам репертуар, на любой вкус, язык и, соотвественно, кошелек...

«Квадрат»: Родная планета обезьян

Сказать что-то значительное, а не просто прокричать в темноту кинозала дано немногим. Рубен Эстлунд как раз из тех, кто указывает человеку перед экраном на его недостатки и при этом не читает мораль...

«Убийство в Восточном экспрессе»: Остановился поезд

Новая экранизация предназначена зацепить тех, кому интересней пойти на новую версию хорошо известного детектива, чем на очередную часть приключений супергероев в трико...


Пишите нам
© 2021 redmount
мобильная версия
iPhone-версия