Антон Сидоренко, 11 августа 2015 г.
Собственно, «Миссия» любима зрителем вовсе не за стандартный набор шпионского кинокомикса «суперкар-самолет-девушка». Какой бы фигни не напридумывали его сценаристы почти за 20 лет, фильм неизменно встречается с большим вниманием и даже ажиотажем. Возможно, все дело в отсутствии лишнего пафоса и обязательных ритуалов, которыми связаны создатели тех же фильмов про Агента 007. Пришедшая на смену захиревшей в девяностые Бондиане, «Миссия невыполнима» — тот самый идеальный вариант летнего шпионского экшна, который практически никогда не дается большинству постановщиков.
А Кристоферу МакКуорри удался, пускай он и шел по уже хорошо протоптанной предыдущими постановщиками дороге. Более известный как сценарист ряда громких голливудских постановок, МакКуорри умело выстроил дорогостоящие киноаттракционы в единый ряд, и в похождениях суперагента Итана Ханта появился даже какой-то смысл. Хотя слово «смысл» в данном случае не самое главное. В первую очередь, пятая «Миссия» привлекает сплавом глянцевой картинки и непрерывным фейерверком очень качественно исполненного экшена. Даже удивительно, как режиссеру МакКуорри удалось так безболезненно собрать в одном фильме такое количество невероятно застиранных штампов без особого ущерба для здоровья зрителей.
Ребекка Фергюсон и Том Круз в фильме «Миссия невыполнима: Племя изгоев»
Пятая «Миссия» — тот редкий случай, когда вопиющая несерьезность и примитивный пафос на экране совсем не раздражают. А, скорее, наоборот, только удерживают внимание, пробуждают самые яркие эмоции. Картина удерживает внимание зрителя до самых финальных титров, что по теперешним временам уже неплохой результат. Картинка, звуковой ряд и игра актеров идеально сбалансированы и продуманы. Такого, чтобы создатели вложили все средства и внимание в один ударный эпизод, в пятой «Миссии» нет. Среди главных аттракционов и ударных эпизодов — покушение на канцлера Австрии в потрясающей Венской Staatsoper под «Турандот» Пуччини (ключевой момент под «Nessun dorma», разумеется) и две невероятные погони (одна на мотоциклах) в марокканской Касабланке, может быть, лучшие в своем роде в голливудском кино за последние несколько лет.
Создатели фильма уверяют: многие трюки, в том числе, самый эффектный на взлетающем грузовом четырехсотом эйрбасе (точно такой же грохнулся совсем недавно) Том Круз выполнял самолично. Забавно, но именно это обстоятельство удивляет меньше всего, — компьютерная графика достигла такого качества, что рисковать телом звезды не было никакой необходимости. Правда, тело — не улыбка. Круз мастерски демонстрирует в кадре ровно шесть выражений лица, по которым очень сложно понять, читал ли актер сценарий или просто добросовестно выполнял все команды режиссера за кадром. При этом, Круз остается Крузом — звезды недаром получают свои миллионные гонорары — киногеничней лицо еще нужно поискать.
Джереми Реннер и Винг Реймс в фильме «Миссия невыполнима: Племя изгоев»
Если идеального Бонда не удалось воплотить ни одному из исполнителей (Шон Коннери и Дениел Крейг подобрались ближе всего), то представить Итана Ханта в чем-либо другом исполнении практически невозможно. Круз — одна из немногих действующих суперзвезд Голливуда, чье присутствие в кадре оправдывает существование всего проекта. Хотя и его партнеры по кадру не блекнут на таком великолепном фоне. В отличие от Бондианы, «Миссия невыполнима» рассказывает о целой команде супершпионов, и именно в пятой части актерский ансамбль выглядит лучше всего. Включая «девушку Ханта» в исполнении Ребекки Фергюсон, которая берет немолодого уже Ханта-Круза не столько формами, сколько настоящим женским обаянием.
Ну и, конечно, бессмертная музыкальная тема Лало Шифрина. Именно она достойна войти в топ-100 «Самых важных вещей в истории Голливуда». Хотя и оригинальная музыка Джо Креймера (с элементами того же Пуччини) звучит в фильме удивительно к месту.
А что касается так задевшего белорусскую публику Минска в начале картины, — в конце концов, такие фильмы как «Миссия невыполнима» практически полностью построены на продакт-плейсменте. Так что, если по-настоящему захотеть, в следующей серии Итан Хант будет прыгать с парашютом с Национальной библиотеки в Минске. Или еще откуда. До настоящего Минска большой Голливуд пока не добрался. Но, судя по Жерару Депардье с косой в руке и Тому Крузу, отчаянно цепляющемуся за крыло взлетающего самолета, лиха беда начало.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...