Антон Сидоренко, 13 сентября 2013 г.
Ни Франсуа Озону, который сложил весь твой талант у ног двадцатитрехлетней Марины Вакт, семнадцатилетней Изабель из своего нового фильма. Безукоризненно соблазнительная Изабель все два часа экранного времени открывает в себе женщину, и этот процесс не может не завораживать.
Находящийся со времен «Ангела» в явном творческом кризисе Озон в этот раз сумел сделать вполне цельное и самодостаточное произведение, которое, как и в его лучшие, ранние времена, воздействует не на разум, а на чувства. «Молода и прекрасна» — это заход на wild side человеческих взаимоотношений. Туда, где царят эмоции и инстинкты, а законы сводятся к единственному — «Молодость всегда права».
Но молодость можно купить. Хотя бы на ночь, хотя бы на час. Чем и пользуются клиенты Изабель — более чем взрослые и состоявшиеся. Именно с убеленными сединами юная Изабель резко и радикально переступает границу детства. Осознать свою юность и красоту можно только на контрасте со зрелостью и сединами взрослых половых партнеров. Гонорар в этом случае важен, но сам по себе не имеет значения, лишь подчеркивая пропасть между красавицей и чудовищами. Ведь только чудовища оценивают красоту по-настоящему.
Марин Вакт в фильме «Молода и прекрасна»
Фильм Озона хорош тем, что не имеет никакого отношения к морализаторскому кино. Он не поднимает ни проблемы социализации тинейджеров, ни всегда спекулятивной темы подростковой проституции. Лента «Молода и прекрасна» максимально далека от страниц газет и телевизионной хроники. Озон идет вразрез с модной тенденцией постдокументального левого искусства, никого не бичует и не обличает.
Поэтому в этот раз ему и его героине удалось наконец-то оказаться по ту сторону добра и зла. Там, где когда-то самый перспективный французский автор находился в своих «Криминальных любовниках» и «5х2». В этом смысле «Молода и прекрасна» принадлежит недавно прошедшей кинематографической эпохе девяностых — начала двухтысячных, в которой запечатленное время еще имело самостоятельную ценность, а содержание основывалось на обильном культурном фундаменте. Сюжет картины Озона ближе всего к «Дневной красавице» Бунюеля, атмосфера и стиль принадлежат французским послевоенным романам. На свою героиню Озон смотрит глазами Саган и Дюрас.
Начитанный мальчик Франсуа вырос в холодного эстета и гомосексуалиста. Его северный галльский стиль противоположность марсельской витальности нового француза Абдельатифа Кешиша. Озон явно проигрывает в темпераменте в сравнении со своими близкими по возрасту коллегами Кешишем, Одиаром, Клапишем. «Молода и прекрасна» не хватает энергии, в фильме отсутствуют звуки, краски, характерные именно для того периода жизни, когда на мир смотрят максимально открытыми глазами. (Сравните с лентами юного вундеркинда из Квебека Ксавье Долана, который стартовал явно под влиянием своего французского коллеги!) Ведь молодость — штука внешняя, и каждый изначально ощущает себя на определенный возраст.
Жеральдин Пайля и Марин Вакт в фильме «Молода и прекрасна»
«Молода и прекрасна» оказывается в итоге парадоксально бесстрастной работой, несмотря на обилие удачных эротических сцен и обнаженного великолепия Марины Вакт. Причем, последняя оказалась ближе к нордической красоте англичанки Ребекки Холл из «Викки, Кристина, Барселона» Вуди Алена, чем к тем актрисам, которых мы привыкли ассоциировать с Францией. Недаром альтер эго Изабель в итоге оказывается женой ее покойного клиента в исполнении Шарлотты Ремплинг — англичанки, востребованной именно во французском кино.
Озон разделил фильм на четыре условные времени года, и время в его фильме действительно бежит медленнее как и в сознании более юного существа по сравнению с сознанием взрослого, для которого годы отщелкиваются словно вагоны пролетающего поезда. Но плотное содержание ленты не выигрывает от этого в драматургии. Внезапное пробуждение Изабель выглядит необязательным и ничего не добавляет к пониманию картины. Взрослая и состоявшаяся женщина присутствует в Изабель с самых первых кадров на пляже, но героине нужно прожить целый год, чтобы понять то, что понимает зритель с первых мгновений.
Показательно, что в фильме режиссер абсолютно на стороне своей героини и смотрит на мир глазами осознавшей себя женщины, что дает повод позлословить о сублимации его личных комплексов. Впрочем, кому это кино максимально полезно посмотреть, так именно мужчинам. Чтобы еще раз убедиться в том, что умом противоположный пол не понять, его, как домашнего зверька, можно только почувствовать и вовремя покормить. Собственно, правило вполне обратимое. Так что будем ожидать такое же кино о мужчинах от режиссера-женщины.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...