Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Элитное общество Элитное общество

«Элитное общество»: От шлюшек с приветом

Антон Сидоренко, 15 июля 2013 г.

Мечта о красивой жизни — главный двигатель общества потребления. Осуществить свои консьюмеристские фантазии по определению невозможно, загадочным образом они отдаляются и потрогать их большинству рядовых обывателей удается только перелистывая страницы глянца.

Юные американцы из новой картины Софии Копполы осуществляют мечту миллионов, в буквальном смысле касаясь жизни богатых и знаменитых. Несколько девушек и юноша отважно нарушают интимную зону голливудских селебрити, на которых и так круглые сутки охотятся папарацци. Дотянуться до звезд удается им, нескольким школьникам из Лос-Анджелеса.

История с проникновением в жилища Пэрис, Орландо, Линдсэй и других обитателей зрелищного олимпа настолько невероятна, что Голливуд, разумеется, не мог пройти мимо нее спокойно. К счастью,  сюжет попал в руки одному из немногих режиссеров, которые делают сейчас в Голливуде умное кино «для всех». Вместо ожидаемого в такой ситуации авантюрного детектива для подростков София Коппола создала экзистенциальную драму о опустошающей бессмысленности масс-культа.

Одна минская журналистка утверждает, что «Элитное общество» — своеобразное зеркальное отражение копполовских же «Девственниц-самоубийц». Дескать, там юных героинь родители строго контролировали и никуда не пускали, а здесьэтим все можно, более того, они сами проникают, куда им заблагорассудится. Скорее, фильм можно сравнить с предыдущей работой Копполы «Где-то», в которой шалеющий от безделья голливудский брэдпитт в исполнении Стивена Дорффа пытался найти точку опоры в суетной пустоте звездной жизни.

Кэти Чан, Израэль Брусар и Клэр Джульен в фильме «Элитное общество»
Кэти Чан, Израэль Брусар и Клэр Джульен в фильме «Элитное общество»

В «Элитном обществе» пустоты не меньше, а, может, и больше. Пустыми здесь оказываются отнюдь не забитые дизайнерскими вещами и драгоценностями жилища отправившихся на премьеры и презентации селебрити. А головы главных героев — отпрысков представителей калифорнийского среднего класса. Увлекаемые стадным инстинктом и отмороженной подругой Ребеккой, выглядящие абсолютно взрослыми (в таком возрасте по-другому не бывает) несколько девочек («Привет, шлюшки!» — обращаются они друг к другу) и один мальчик роются в чужом добре, на самом деле, не особенно разбираясь в фирменных сумочках и дорогих часах. Главной для них становится иллюзия проникновения в «высшее общество» и желание прославиться в узких кругах посетителей своей френдленты.

Блестящий мир голливудских небожителей показан Копполой глазами его настоящих жертв — недалеких и аморальных, как и многие тинейджеры из общества потребления. «Элитное общество» идейно наследует блестящим голливудским драмам из жизни подростков -- «Умереть во имя» Гаса Ван Сента и «Альфа Дог» Ника Кассаветиса и рассказано прекрасным режиссерским языком.

София Коппола в этом отношении явно превзошла своего великого родственника, ее стиль лаконичен и одновременно содержателен.

Основные смыслы она закладывает в эффектные антониониевские паузы, запечатленные камерой теперь уже покойного Харриса Савидиса. «Элитное общество» дает прочувствовать атмосферу алчущих роскоши, в которой находятся Ребекка, ее безвольный дружок Марк. Молодые актеры среди которых, безусловно выделяется Никки Эммы Уотсон (вот кто восходящая звезда!), помещены Копполой в исчерпывающие образы взрослеющих обывателей, для которых шмотки, тачки и вечеринки — и есть смысл существования. Хотя основная трагедия героев фильма оказывается в том, что они, по глупости и малолетству, похоже, так и не замечают разницы между настоящими селебрити и теми, которые вроде них на 15 минут попали в телевизор.

Таисса Фармига и Эмма Уотсон в фильме «Элитное общество»
Таисса Фармига и Эмма Уотсон в фильме «Элитное общество»

Тем не менее, режиссер и автор сценария все-таки не удерживается от прямого высказывания морали. Устами Марка, дающим интервью в ожидании приговора, Коппола предупреждает фанатов роскошной жизни, что достигнуть ее преступным путем не так-то просто, как порой кажется.

Символично, что самих «звезд» Ребекка, Марк и остальные в итоге так и не увидят. Максимум, звезды мелькают для них неверным отражением в призрачном свете модного клуба. До самих звезд наглые американские школьники не дотягиваются, ограничиваясь похищением их личных вещей и кредиток. Пэрис, Орландо и Линдсэй остаются для героев «всего лишь образами на экране и в глянце, словно символы олимпийских небожителей, недоступных простым смертным.

Селебрити и их образ жизни — главное, что выпускает индустрия общества потребления. И было бы неправильным считать, что «Элитное общество» — фильм исключительно о подростковых отклонениях. В элитное общество мечтают попасть все зрители соответствующих программ и читатели соответствующих журналов. Судя по настороженной скуке зала минского кинотеатра, именно последние и составляли основную часть белорусских зрителей фильма Копполы.

Воистину, не стоит забывать, что вершина пирамиды общества потребления прочно покоится на испарениях от ее подножья, которыми питаются элитные небожители.





архив

2017: По честной цене

Подводя итоги года, не знаешь, за что браться в самом начале: то ли за ударную работу прокатчиков и дистрибьюторов, то ли за сам репертуар, на любой вкус, язык и, соотвественно, кошелек...

«Квадрат»: Родная планета обезьян

Сказать что-то значительное, а не просто прокричать в темноту кинозала дано немногим. Рубен Эстлунд как раз из тех, кто указывает человеку перед экраном на его недостатки и при этом не читает мораль...

«Убийство в Восточном экспрессе»: Остановился поезд

Новая экранизация предназначена зацепить тех, кому интересней пойти на новую версию хорошо известного детектива, чем на очередную часть приключений супергероев в трико...


Пишите нам
© 2018 redmount
мобильная версия
iPhone-версия