Антон Сидоренко, 5 июня 2013 г.
Но Юрий Алексеевич Гагарин — особый случай, не столько кумир, сколько символ выбравшегося из колыбели человечества. И как всякий символ, Гагарин живет большей частью не в воспоминаниях, а в мифах и исторических анекдотах.
Лента «Гагарин. Первый в космосе» вряд ли сможет претендовать на каноническую версию жизни самого главного космонавта. Скорее наоборот, байопик, к съемкам которого приложило финансирование несколько влиятельных российских госкорпораций, способен смутить взрослого и как следует запутать юного зрителя.
Конечно, на очередное официальное а-ля «Укрощение огня» картина Павла Пархоменко изначально не претендовала. Призванный стать еще одним кинопамятником величия советской эпохи (как и недавний «Легенда №17»), новый фильм про Гагарина тянет максимум на вышеупомянутый анекдот. А его персонажи — на случайных пассажиров, а не отважных первопроходцев.
В благородном стремлении избежать традиционного в таких случаях пафоса и сделать свое кино максимально зрелищным создатели ленты как могли упростили (чтобы не сказать, примитивизировали) и самих участников советской космической программы, и их эпоху. В результате, подробности биографии Гагарина и детали подготовки первого полета человека в космос показаны фрагментарно. А некоторые эпизоды вызывают искреннее недоумение своей нелепостью.
Например, абсурдная сцена проводов Гагарина и его дублера Германа Титова к стартовой площадке «Востока» толпой остающихся на земле товарищей по отряду №1 или стартовый бункер Королева, заполненный странными существами, натянуто изображающими техперсонал. При том, что сами персонажи, включая главного героя в исполнении Ярослава Жалнина, выглядят максимально похожими на оригиналы, играть актерам особенно нечего. Характеры в фильме необыкновенно плоские, и даже многоопытный и очень фактурный в знаменитых королевских плаще и шляпе Михаил Филиппов выступает здесь фигурой на грани пародии.
Ольга Иванова и Ярослав Жалнин в фильме «Гагарин. Первый в космосе»
При этом запоминаются, разве что, сильно постаревший Виктор Проскурин в роли отца первого космонавта, да бывшая минская актриса Ольга Иванова в роли жены Гагарина Валентины. Да и то, только потому, что в их персонажах присутствуют нормальные человеческие эмоции. Все остальные актеры ведут себя крайне неестественно, восторженно демонстрируя на камеру избыточную энергетику, выдаваемую создателями картины, вероятно, за жизнерадостность оттепельного советского человека. Хотя энергетика хрущевской эпохи в «Гагарин. Первый в космосе» представлена в виде размноженных на компьютере толп восторженных студентов, заполонивших Москву в день эпохального полета.
Надо признаться, голливудские рецепты совсем недавно помогли создателям той же «Легенды №17» сделать динамичное и вполне зрелищное кино, которое нашло широкого зрителя. Но у фильма про Гагарина шансов изначально было гораздо меньше — снимал его не опытный Николай Лебедев, а Павел Пархоменко, который пришел в режиссуру не так давно из смежной кинематографической профессии. Вероятно, отсюда в фильме с такими солидными спонсорами так много неточностей и постановочных ляпов, включая сильно поюзанную космическую технику в кадре (вплоть до порванной еще до старта отделки кабины «Востока», потертого гермошлема и т.д.). Откровенной бессмыслицей поражает и сюжетная линия. Многих по-настоящему интересных и знаковых эпизодов из жизни Гагарина в фильме не оказалось, но зато есть масса необязательных и даже явно лишних, которые ничего не добавляют ни характеру главного героя, ни истории.
Владимир Стеклов и Михаил Филиппов в фильме «Гагарин. Первый в космосе»
При том, что даже официальная и общепризнанная биография первого космонавта при аккуратном переносе на экран несомненно произвела бы впечатление на современного, избалованного разными историями зрителя. Что говорить о тех подробностях советской космической программы, которые постепенно стали доступны широкой публике и легко могут украсить самую зрелищную картину. Но создатели фильма не смогли нащупать в своей истории тот самый конфликт, который делает любое кино интересным, — все технические трудности, которые преодолевают герои фильма, выглядят ненастоящими. Согласитесь, глупо рассчитывать на то, что зритель будет переживать, не погибнет ли Гагарин во время полета. (Хотя от воспитанных на киномакдональдсе и соцсетях можно ожидать чего угодно).
Человеческой драмы в своих героях авторы тоже не сумели нащупать. Хотя с дилетантским наивом пытались найти ее в переживаниях семьи Гагарина и озабоченном лице Королева-Филиппова. Правда, сами же показали, где можно было копать: финальные титры неожиданно намекают о личной трагедии послеполетного Гагарина, которого государство якобы использовало в пропагандистских целях.
Так или иначе, создателей картины искренне жаль: они не справились с невероятно благодатным и кинематографичным материалом. Ведь Юрий Гагарин, в отличие от подавляющего большинства настоящих и липовых советских героев, фигура до сих пор вполне актуальная: к примеру, пару лет назад бывший минчанин, а теперь живущий под Тулузой документалист Владимир Козлов снял прекрасный полнометражный «Гагаринленд» — фильм про земляков первого космонавта, для которых он все еще жив. Хотя то, что Гагарин не видел фильма Павла Пархоменко, только к лучшему.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...