Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Девушка с татуировкой дракона Девушка с татуировкой дракона

«Девушка с татуировкой дракона»: Снова в моде

Антон Сидоренко, 2 января 2012 г.

1 января — вовсе не начало киносезона, а, скорее, его продолжение. Но весьма символично, что после мутно-невнятного одиннадцатого, двенадцатый начинается в минских кинотеатрах с настоящего подарка, новой, очень интересной работы Дэвида Финчера по «международному бестселлеру» шведского журналиста Стига Ларссона.

Жизнь приучила нас с осторожностью подходить к экранизациям книг, раскрученных в популярных СМИ. Мало того, что конгениальных экранных вариантов за все годы параллельного существования литературы и кино почти не создано, экранизаторы особо и не пытаются вкладывать душу в свои работы: кассовый успех в таких случаях чаще всего обусловлен любопытством прочитавших очередной «код да винчи».

Трилогии покойного Стига Ларссона, репортера левацкого толка, который всю жизнь специализировался на политических расследованиях, похоже, уготована иная участь. Мода на скандинавский детектив, которая докатилась даже до территории Донцовой и Дашковой, облегчила триумфальное шествие книг Ларссона по книжным магазинам и соответствующим сайтам большинства развитых стран мира. Невнятная и скучноватая экранизация, которую осуществили на родине не увидевшего свой невероятный успех литератора, никак не годится для показа на большом экране аудитории за пределами Северной Европы. Голливудский канон зрелищности совсем другой, и соответствовать ему может только такой мастер психологического триллера как Дэвид Финчер.

После невероятно успешной «Социальной сети» стало понятно — Финчер может экранизировать даже телефонный справочник. Тем более, что в первой части трилогии Ларссона экшена все же побольше. Хотя и не в таком количестве, которое позволяет построить всю довольно таки продолжительную картину исключительно на стрельбе и погонях.

Руни Мара в фильме «Девушка с татуировкой дракона»
Руни Мара в фильме «Девушка с татуировкой дракона»

«Девушка с татуировкой дракона» — редкая и удачная смесь герметичного детектива, политического триллера и любовной, густо замешанной на эротике истории, поданных с особым скандинавским колоритом, отличительная особенность которого — функциональная простота и качество. Талантливый, если не гениальный, Финчер весь этот колорит при переносе на голливудский киноязык не утратил, а наоборот, подчеркнул, где только можно. Поэтому «Девушка с татуировкой дракона» не выглядит обезличенно-глобализированой, в фильме есть вся та глубина и политическая актуальность, которые пытался передать в своих книгах «сгоревший на боевом посту» Стиг Ларссон — своеобразный Джулиан Ассанж от печатной журналистики.

Главное, что удалось Финчеру, — передать внутренний нерв весьма насыщенного сюжета «Девушки». События в фильме развиваются необыкновенно быстро, актеры разговаривают исключительно скороговоркой и при этом им удается быть очень выразительными. Необыкновенно продуманные ракурсы и монтажные переходы уже к десятой минуте фильма намертво притягивают зрительское внимание — Финчер умеет держать публику в напряжении до последнего кадра.

Равно как и Дэниел Крейг. Природа киногении этого британского актера в оптимальном сочетании мужественности и интеллекта — идеальная формула для образа детектива-журналиста Микаэля Блумквиста. Одна из самых больших удач трилогии — сложный и модный образ девушки-гота Лизбет Саландер действует с образом Блюмквиста на контрасте: в фильме не так много совместных сцен главных героев, но то, что называется «эротическим напряжением», явно присутствует в кадре. А секс между Блумквистом и Лизбет последний раз показывали в Голливуде так вкусно чуть ли не в «Основном инстинкте» Пола Верховена.

Дэниел Крэйг и Робин Райт в фильме «Девушка с татуировкой дракона»
Дэниел Крэйг и Робин Райт в фильме «Девушка с татуировкой дракона»

Финчер вообще мастер работы с актерами. В «Девушке с татуировкой дракона» собрался выдающийся актерский ансамбль — от Стеллана Скаарсгарда и Кристофера Пламмера до Джоэли Ричардсон. Больше всего впечатляет коллективный портрет семьи владельцев корпорации, напоминающий, скорее, вырождающийся аристократический род, чем управляющих мировой экономикой семью деловых людей. Фильм четко дает понять: богатые люди несчастливы ровно в той же степени, что и их менее удачливые сограждане.

Финансовая нечистоплотность и правое человеконенавистничество сливаются у Финчера вслед за Ларссоном в единые черты портрета жуликоватых хозяев теперешней жизни, звериные инстинкты которых освободились и перешагнули рамки морали вместе с тоталитарными идеологиями середины прошлого века. Богатство и многолетняя власть над людьми сами по себе не способствуют развития добродетели, добродетель у Финчера — что-то генетически обусловленное, то, что не могут изменить внешние обстоятельства.

Вполне ожидаемые для считающейся «социалистической» Швеции выводы выглядят естественными и для голливудского кино в разгар глобальной экономической неразберихи. Политическое снова в моде — после «Девушки с татуировкой дракона» в этом не приходится сомневаться.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия