Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Призрак Призрак

«Призрак»: Цэрэушников к ответу

Антон Сидоренко, 9 августа 2010 г.

Очередная часть затяжного сериала «Народ США против Романа Поланского» получилась неожиданно увлекательной.

В ответ на притязания американской Фемиды классик арт-триллера разразился мрачным политическим детективом, в котором поведал миру о зловещей роли CIA.

Картина Поланского, получившего за нее главный приз за режиссуру на последнем Берлинском фестивале, представляет собой один из лучших за последнее время примеров экранного нуара. По мастерству исполнения, выверенной драматургии, игре актеров «Призрак» обходит всех куда боле дорогостоящих конкурентов в текущем репертуаре. Тем более, что соревноваться с компьютерными кинокомиксами разговорному детективу еще как сложно. Так что даже без скандала с (не)выдачей Поланского американскому правосудию эта любопытная лента о закулисье большой политики нашла бы своего благодарного зрителя.

Хотя масштаб действия «Призрака» вполне себе камерный. В этом смысле картина Поланского — классический герметичный детектив, где круг действующих лиц ограничен несколькими особами. Правда, в данном случае эти особы — верхушка политического истеблишмента, те люди, которые, в представлении режиссера, и правят миром. Плюс типичный детективный сюжет: уединенная вилла на острове, таинственное самоубийство, о котором с самого начала понятно, что оно вовсе не самоубийство, и непрофессионал-следователь, вынужденный заниматься поисками убийц, чтобы спасти свою жизнь.

Ким Кэттралл и Эван Макгрегор в фильме «Призрак»
Ким Кэттралл и Эван Макгрегор в фильме «Призрак»

И, конечно, классическая атмосфера. Ощущение дождливого викторианского романа, пожалуй, самое удачное место в фильме. Стальной серый холод пронизывает зрителя в течение всей картины. На его фоне история с написанием мемуаров бывшего британского премьера выглядит особенно зловеще. Полански в «Призраке» разыгрывает свою любимую схему, по которой силам абсолютного Зла противостоит интеллектуал-одиночка. Результат предсказуем, но наблюдать за борьбой ох как интересно!

Силы Зла в данном случае олицетворяет американская внешняя политика с ее несправедливыми войнами, давлением на страны-сателлиты и вездесущим ЦРУ, которое в глазах западных ультра-либералов давно равнозначно гитлеровскому гестапо. Поланский любит в своих лентах лепить теории всемирного заговора, в основном мистического оттенка. В «Призраке» заговор оказывается политическим, довольно примитивным, лежащим на поверхности. В качестве Бога-из-машины выступает интернет, из которого главный герой Эвана Макгрегора и получает ответы на все свои вопросы.

Пирс Броснан и Эван Макгрегор в фильме «Призрак»
Пирс Броснан и Эван Макгрегор в фильме «Призрак»

Именно элементарная простота (разгадку можно было найти, оказывается, в сети, просто сопоставив факты) и мешает считать фильм Поланского детективом первого сорта. Видно, для режиссера самым главным было высказаться в адрес своих врагов, а не закрутить сюжет. Политическая составляющая перевешивает: в герое Пирса Броснана видишь не только Тони Блэра, но и Рональда Рейгана, на которого все больше становится похожим актер. Неоконсерватор Рейган, как и персонаж Броснана, тоже был актером, а потом отправился в профессиональную политику. «Призрак» пронизан левацким духом разоблачения спецслужб в духе покойного Нормана Мейлера. В свое время бежавший из коммунистической Польши Поланский никогда открыто не придерживался левых взглядов, но в «Призраке» его симпатии явно на стороне тех, кто протестует против власти глобальных корпораций и их влияния на мировую политику.

Странным образом «Призрак» напоминает недавний триллер «Солт» с Анджелиной Джоли, в котором главными героями являются внедренные агенты противоборствующих спецслужб. Похоже, политическая паранойя а-ля Холодная война возвращается в большое кино вслед за своим возвращением на экраны телевизоров. Впрочем, в талантливых руках Романа Поланского даже такая противная тема выглядит привлекательно.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия