Антон Сидоренко, 23 марта 2009 г.
Новелла Френсиса Скотта Фитцджеральда и снятый по ней фильм Дэвида Финчера позволяют посмотреть на последний период в жизни человека с позитивной точки зрения. Герой Брэда Питта — медицинский феномен, рождается стариком, но с каждым годом становится все моложе и уходит на тот свет почти безболезненно, избежав обычных в таких случаях страданий.
В творчестве Дэвида Финчера «Бенджамин Баттон» почти такой же феномен. Большинство комментаторов восприняло появление снятой в типичном для Голливуда «большом стиле» картины как примету угасания авторского стиля самого Финчера. Такое впечатление, что от режиссера «Бойцовского клуба» и «Семь» ожидали революции в киноязыке или, по крайней мере, смачного плевка в лицо киноистеблишмента. А вместо этого — масштабная притча, плавная и очень сентиментальная. Подобное разочарование сопровождало Финчера и в прошлом сезоне по поводу «слишком тихого», по мнению многих, триллера «Зодиак». Так что, как оно часто бывает, «Баттон» пал жертвой завышенных ожиданий публики. Точнее, мастер оказался непредсказуемым, сделав крен в сторону более возрастного зрителя. Этот «другой» Финчер несколько непривычен, но поклонникам Финчера прежнего не стоит так быстро отворачиваться от кумира. Творческие поиски режиссера, в любом случае, идут в одном направлении.
Брэд Питт и Кейт Бланшетт в фильме «Загадочная история Бенджамина Баттона»
Ленты Дэвида Финчера всегда говорят о вечных вопросах (библейских масштабов) и на мелочи не размениваются. В «Бенджамине Баттоне» в лице главного героя можно легко представить все человечество, физические возможности которого с каждым десятилетием только увеличиваются. А вот времени у него остается все меньше и меньше… А можно не извращаться: фильм и так очень трогательный. Особенно в первой своей части, где специальный компьютерный младенец с лицом озадаченного Брэда Питта делает свои первые шаги в доме престарелых. В фильме, конечно, очень много лишнего, над ним не мешало бы поработать монтажными ножницами (например, явно чужеродной выглядит линия настоящего отца Бенджамина).
Проигрыш «Бенджамина Баттона», а вместе с ним Дэвида Финчера, Брэда Питта и почти всей его команды в оскаровой гонке случился явно не из-за выдающихся достоинств основного конкурента. Сам «Баттон» тянул на главный «Оскар» по всем параметрам. Дорогое, продолжительное кинополотно с суперзвездой в главной роли и глубокими, эмоциональными выводами — ну что еще надо для главного фильма года? Тем более, что очень похожий по композиции «Форест Гамп» Роберта Земекиса в свое время заветные статуэтки-то отхватил. Но на фоне бешеной энергетики «Миллионера из трущоб» Дэнни Бойла «Баттон» выглядит слишком вялым и чрезмерно иллюстративным. Кино у Финчера получилось какое-то искусственное, безжизненное. Весь его пафос уперся в спецэффекты, с помощью которых герой Брэда Питта молодеет от сцены к сцене, тем самым доказывая свою инаковость.
«Загадочная история Бенджамина Баттона» — фильм не из тех, которые будут потом бесконечно пересматривать. Но он изобилует местами, от которых можно оттолкнуться в своих дальнейших размышлениях. Тому способствует и неспешный ритм повествования. К финалу, правда, от него начинаешь уставать — мы привыкли к совсем другим скоростям в кино. Зато традиционный голливудский хэппи-энд оставляет надежду тем, кто попадает под определение, данное главным героем самому себе: «Если ты не похож на остальных, ты всегда обречен на одиночество». Несмотря ни на что, Бенджамин Баттон оказался в итоге не одинок.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...