Антон Сидоренко, 14 июля 2008 г.
И настало Голливуду счастье, и вернулась Касса, и продажи чипсов достигли прежних величин...
Не знаю, как голливудские боссы решились выпустить «Хэнкока» на экраны. Ведь Хэнкок не типичный супермен. Он не вкладывается в рамки и не подходит под стандарты. Он способен довести до белого каления любую фокус-группу: хамит, ворчит, жуткий пьяница. Короче, вызывающе неполиткорректен. И, вероятно, только цвет кожи исполнителя дал возможность Хэнкоку появиться в широком прокате. Чернокожая звезда Уилл Смит может сыграть даже чайник или Муххамеда Али. Хэнкока Смит исполняет виртуозно. В общем-то не великих размеров супермен (Халк повыше будет) ведет себя в несчастном Лос-Анджелесе как слон в посудной лавке. Разгоняет криминал, спасает народ от разного рода катастроф, но при этом ломает столько стульев, что за старый добрый Элэй, ей-богу, становится страшно. С особым смаком Хэнкок уродует небоскребы. Еще бы! Такому горькому пьянице-летуну как он, жалкие лос-анджелеские небоскребы одна помеха. Короче, Хэнкок — чернокожий Карлсон-переросток, бессмертный, неуязвимый, и вообще непонятно, что он в такой жалкой дыре как Калифорния делает, ибо место ему на Олимпе.
Уилл Смит в фильме «Хэнкок»
От всяких других американских суперменов в резиновых трусах Хэнкок отличается полным отсутствием альтер эго. Хэнкок всегда есть Хэнкок, и ни в каких репортеров, студентов и сумасшедших ученых он не превращается. «Все супермены — пидарасы», — уверенно заявляет он, и зал бешено ему рукоплещет, возвещая о конце целой эпохи в истории Голливуда. После «Хэнкока» будет просто невозможно представить себе всех этих суперправильных, политкорректных бэтменов, суперменов, человеков-пауков. «Хэнкок» похерил (простите, но другого слова просто не подобрать) всю тщательно выстраиваемую десятилетиями голливудскую мифологию. И совершил благое дело.
Долгое время на наших экранах скучное Добро сражалось с интересным Злом. В итоге, Зло всегда было притягательным, вспомните «Семнадцать мгновений весны», после каждого показа которого, во всех советских школах две недели самозабвенно играли в гестапо. Голливуд очень медленно отходит от стереотипов 1930-1940-х, когда появилось большинство ныне присутствующих на экране комиксов. Неуязвимость, вездесущность, безупречность. Из всего набора типичного супермена последнее качество устарело быстрее всего. Уж слишком неоднозначным и куда более сложным стал наш мир по сравнению с эпохой Мировых войн. Герой компьютерных игр мочит и крушит все подряд, почему киногерой должен быть похож на воспитанника детского сада?
Уилл Смит и Джейсон Бэйтман в фильме «Хэнкок»
Интересно, что в Голливуде для взрослых неполиткорректный герой всегда был в почете. Вспомним хотя бы главных действующих лиц того же «нуара». Хамфри Богарт в «Мальтийском соколе» представляет Добро, но отнюдь не в белых перчатках. Почему же голливудский супермен не может пить виски, бить дурно воспитанных детей и посылать в жопу тех, кто этого действительно достоин? Только потому, что кинокомиксы создавались специально в расчете на подрастающее поколение. Но времена изменились, и фильмы для по-настоящему взрослых людей в широкий прокат теперь почти не попадают. Да и теперешние взрослые сформировались под воздействием все той же подростковой масскультуры. Герою надо было меняться, и первая ласточка пролетела в лице капитана Джека Воробья, который, говоря обиняками, личность противоречивая, а выражаясь прямо, просто подонок. Но следить за героем Джонни Деппа было не в пример интереснее, чем за персонажем нудноватого Орландо Блума.
Хэнкок — интересное, пускай и неправильное Добро. И не его вина, что авторы не подобрали ему в пару интересное Зло. Весь смысл фильма Питера Берга сосредоточен в первой половине, когда мы знакомимся с новым типом супергероя. Дальше сюжет буксует, сваливаясь то в мистическое фэнтези, то просто превращаясь в мелодраму, из-за чего впечатление от «Хэнкока» остается несколько смазанное. Радует то, что рождение нового героя уже состоялось, и есть шанс, что авторы правильно распорядятся им в продолжении (которое явно будет).
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...