Антон Сидоренко, 12 ноября 2007 г.
Но фильмы про «этих загадочных русских» все равно появляются с завидной регулярностью. Не в последнюю очередь потому, что сами «загадочные» уверенно распространились по всему миру, накупили себе футбольных клубов, ресторанов и прочего движимого и недвижимого имущества. Разумеется, западный мир воспринимает это вторжение как скрытую угрозу и снимает про граждан былого СССР фильмы подобные «Пороку на экспорт».
Дэвид Кроненберг прославился триллером «Муха», в котором сбрендивший ученый потихоньку превращался в насекомое. В его новом фильме нормальных людей также почти нет, за исключением героини Наоми Уотс. Она играет медсестру в роддоме. Однажды к ним привозят странную роженицу — четырнадцатилетнюю русскоязычную девушку, которая умирает при родах, оставляя помимо ребенка еще и дневник, в котором описаны ее злоключения. Оказывается, в Лондоне под видом ресторанного бизнеса существует жестокая русская мафия, которая привозит из стран бывшего СССР рабынь и заставляет их заниматься проституцией. Храбрая медсестра начинает собственное расследование и сталкивается с криминальным миром русскоязычных бандитов, больше напоминающим мир каких-то опасных чудовищ-мутантов.
Венсан Кассель и Вигго Мортенсен в фильме «Порок на экспорт»
Русскими бандитами со страшными зверовидными мордами и наколками по всему телу Кроненберг явно пытается напугать западного обывателя. Русский криминал ведет себя в сердце британской столице нагло и вызывающе. Нарушает закон, торгует наркотиками, убивает, насилует. Британские полицейские появляются в кадре всего несколько раз — перед жестокими, беспринципными русскими они бессильны.
Любопытно, что русских бандитов Кроненберг доверил играть западным артистам. Главную мужскую роль шофера главаря мафии играет бывший Арагорн из «Властелина колец» Вигго Мортенсен. Для того, чтобы как следует вжиться в роль, Мортенсен даже совершил инкогнито поездку по российской глубинке. Неизвестно, общался ли он там с ворами в законе, но в итоге Мортенсен изображает на экране что-то похожее одновременно на героев Арнольда Шварценеггера из фильмов «Красная жара» и «Терминатор».
Что касается отечественного зрителя, то в залах белорусских кинотеатров наверняка стоял несмолкающий смех. Чего стоит хотя бы одна сцена с приемом в «воры в законе» под какой-то революционный марш типа «Вы жертвою пали в борьбе роковой» и вопросами старших «воров» вроде такого: «Сколько раз ты сидел в Крестах?» С другой стороны, Кроненберг наверняка снимал свой фильм по собственному вкусу, а не по указке какого-нибудь ЦРУ, и у него явно не было желания еще раз опорочить русских в глазах всего мира. В конце концов, достаточно один раз посмотреть криминальное обозрение по одному из центральных российских каналов, чтобы увидеть вещи в сто раз более страшные, чем показал западный режиссер.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...