28 марта 2008 года, 16:21
Дата рождения: 5 апреля 1942 г.
Место рождения: Ньюпорт, Уэльс, Великобритания
Авангардист, добившийся поразительного доступа в мейнстрим, Питер Гринуэй принадлежит к числу самых амбициозных и спорных кинорежиссеров своей эпохи. Он получил образование художника и испытал серьезное влияние теорий структурной лингвистики, этнографии и философии. Его фильмы часто ступали на нехоженые тропы, последовательно исследовали границы кино как искусства, отвергая формальные повествовательные структуры ради захватывающих дух образов, подмененных значений и пульсирующего эмоционального напряжения. Он был одержим формальными симметрией и параллелями, и его фильмы, демонстрировавшие почти маниакальный интерес к составлению списков и каталогизации, завоевали дурную славу как провокационным эротизмом, так и почти намеренной претенциозностью.
Гринуэй родился 5 апреля 1942 года в Ньюпорте (Уэльс) и вырос по соседству — в Чингфорде. Когда ему было 12 лет, он решил стать художником и поступил Уолтемстоуский колледж искусств, где вместе с ним учился и будущий пост-панковский музыкант Иэн Дьюри.
В 1965 году Гринуэй поступил на работу монтажером фильмов в Центральное бюро информации, где через год начал снимать собственные экспериментальные короткометражки. Типичным для его творчества этого периода был фильм 1966 года "Поезд" /Train/, где прибытие паровоза на вокзал Ватерлоо было представлено как механический балет, сопровождавшийся конкретной музыкой.
Первой из гринуэевских экспериментальных короткометражек, попавшей в широкий прокат, были семиминутные "Интервалы" /Intervals/ 1969 года. На протяжении первой половины 1970-х годов он продолжал время от времени выпускать фильмы разнообразной продолжительности — от четырехминутных "Окон" /Windows/ 1974 года до 40-минутной ленты 1976 года "Goole by Numbers" (одно из первых проявлений его увлеченности нумерологией, которая будет широко представлена в его последующем творчестве). В 1978 году благодаря фильмам "Прогулка по букве H" /A Walk Through H/ и "Vertical Features Remake" Гринуэй впервые был отмечен на кинофестивалях, а в 1980 году он поставил свой долгожданный полнометражный дебют — "Падения" /Falls, The/, "документальный" фильм, действие которого происходит в будущем. В 1982 году драма "Контракт рисовальщика" /Draughtsman's Contract, The/, действие которой происходит в 17 веке, стала его первым большим успехом у кинокритиков и выдвинула его в первые ряды мастеров экспериментального кино.
В 1983 году Гринуэй снял документальные фильмы об американских композиторах Роберте Эшли, Джоне Кейдже, Филипе Глассе и Мередите Монке для английского телеканала "Channel Four" ("Четыре американских композитора" /Four American Composers/ (1983)). За следующие два года он сделал только три короткометражных ленты: "Making a Splash", "26 ванных комнат" /26 Bathrooms/ и "ТВ-Данте: песнь 5-я" /TV-Dante Canto 5/ и не возвращался к полнометражному кино до превосходного фильма 1985 года "Зед и два нуля" /Zed and Two Noughts, A/.
Спустя два года он поставил "Чрево архитектора" /Belly of an Architect, The/, где большое внимание уделено темам маниакальной одержимости, что, безусловно, отражало и собственную индивидуальность Гринуэя. Еще более детализированным был "Отсчет утопленников" /Drowning by Numbers/ 1988 года, где рассказ в духе черного юмора о семье убийц был насыщен нумерологическими ссылками, разнообразными по интонации — от обыгрывания образов произведений знаменитых живописцев до реверансов в сторону "Божественной комедии" Данте.
Более доступной широкой публике картиной 1989 года "Повар, вор, его жена и ее любовник" /Cook, the Thief, His Wife and her Lover, The/ Гринуэй прорвался на экраны Америки. Эта язвительная аллегория жизни современной Англии стала в США предметом бурных споров, когда ассоциация кинопродюсеров ограничило ее аудиторию лицами старше 17 лет, и имела самый большой кассовый успех за всю карьеру режиссера. Последовавшие за ней "Книги Просперо" /Prospero's Books/ стали его самой экспериментальной полнометражной картиной на то время. В своем радикальном переосмыслении шекспировской "Бури" Гринуэй использовал революционное новое средство под названием electronic paintbox, позволившее ему заполнить экран замысловатыми сериями интертекстуальных двойных экспозиций и просвечивающих наложений, вызвавших одобрение его самых экстремальных зрителей.
Затем в течение двух лет режиссер работал на телевидении, где поставил в 1991 году "М — это мужчина, музыка, Моцарт" /M Is for Man, Music, Mozart/, а в 1993 — фильм "Дарвин" /Darwin/, в котором подверг ревизии биографию ученого. В том же 1993 году он вернулся в игровое кино, сняв крайне противоречивую ленту "Дитя Макона" /Baby of Macon, The/ — мрачную, жестокую сатиру на жизнь в 17 столетии.
Через два года в Женеве Гринуэй снял "Лестницы-1" /Stairs 1/ — документальный фильм по заказу швейцарского телевидения, а также "Интимный дневник" /Pillow Book, The/ (другое название "Записки у изголовья") — эротическую притчу, где снова использовал electronic paintbox, который впервые применил в "Книгах Просперо". В 1999 году он сделал "8 1/2 женщин" /8 1/2 Women/ — черную комедию о корнях и последствиях мужских сексуальных фантазий.