1943 год. В одной из белорусских деревень останавливается подразделение СС. Вместо того, чтобы уничтожить жителей, эсэсовцы становятся их добрыми и милыми постояльцами. Но успеет ли самый юный из солдат Франц объясниться с Полиной, дочерью своей хозяйки, до того, как поступит новый приказ?..
Первые полчаса фильма нам показывают простую идиллию сельской жизни. Старики занимаются хозяйством, ребята купаются в местной речушке и пасут коров. Кажется, ничего не напоминает о войне, лишь фашистские солдаты на постоялом дворе – признак того, что война рядом. Немцы не показаны, в отличие от большинства картин на подобную тематику, агрессивными варварами, под корень истребляющие славянское население. Впрочем, это пока им не дали соответствующий приказ. Моя бабушка также вспоминала, как лояльно относились к ним солдаты со свастикой, пока ситуация на фронтах была в их пользу: кормили шоколадом, помогали по хозяйству. Когда же Красная Армия стала наступать – ситуация в корне изменилась. Пока же место нашлось на войне даже искренним человеческим чувствам. Никогда не знаешь, где подстерегает тебя любовь, и может быть тот, кто должен быть тебе заклятым врагом, уже завтра станет самым дорогим и близким человеком. У солдат не спрашивали хотят они воевать, или нет, разделяют ли они расовую теорию, готовы ли доказать немецкую исключительность – их просто гнали на фронт, а там уже своё дело делала пропаганда. Кто-то ломался, единицы – оставались Людьми с большой буквы этого слова. И пусть таких было сосем немного, но они были. Об этом этот фильм.
За последующие полтора часа сюжет картины медленно набирает остроту и динамизм, так что к концу превращается в настоящий триллер с элементами реализма. Нет, не с элементами, это и есть настоящая жизнь – без пафоса и никому не нужного геройства, хотя Франц – настоящий герой, который ради совей Полины готов на любые жертвы, даже самые невероятные. Кто досмотрит фильм до конца, поймёт, о чём я. Героям на протяжении всей картины не раз доведётся пережить целый ряд ситуаций, которые постоянно будут ставить их перед выбором, что главнее для каждого из них: тяга друг к другу или желание выжить. Ведь для каждого из них – они враги, а война ещё в самом разгаре. В фильме очень мало диалогов, поскольку происходящие события – неожиданные и страшные – не располагают к этому, да они и не понимают языка друг друга. Зато им понятен язык любви. Не война с её победами и поражениями, героями и предателями, горечью потери и радости долгожданной встречи, а судьба людей – даже не солдат, а простых обывателей, на фоне ужаса войны пытающихся найти своё место – вот кто интересует автора. А подобных картин, согласитесь, не так уж и много (хотя книг, как-раз таки, хватает).
Всемирно известный (наряду с Василём Быковым) белорусский писатель Алесь Адамович написал свою повесть «Немой», положённую в основу фильма, незадолго до кончины в 2004 г. Интересно, что он сам пошёл на войну и подростком прошёл всю оккупацию Беларуси, а затем стал известен благодаря шокирующей военной публицистике. По его книгам были сняты фильмы, «Иди и смотри» (1985 г.; первая роль в те годы ещё подростка Алёши Кравченко, с которой он начал свою кинематографическую карьеру) – стал классикой, известной во всём мире. Позже его судьбу переживёт и «Франц + Полина». Руководитель Международного кинофестиваля FIPA (Франция) Пьер-Генри Делау так позднее отзывался об этой картине: «фильм буквально перевернул моё сознание и стал для меня одним из лучших, увиденных за все последние годы». А французская газета «La Croix» писала: «Принимая во внимание многочисленные достоинства картины (операторская работа, сценарий и игра актёров) было бы замечательным, если бы у французских зрителей была возможность увидеть волнующую историю прекрасной любви между юным немецким Ромео и красавицей Джульеттой из Беларуси». Кстати, для молодой актрисы Светланы Ивановой роль Полины стала первой главной ролью в кино, а «Франц + Полина» стал первым полнометражным фильмом кинокомпании «Югра-фильм».
Теперь о наградах:
- в 2006 году на Международном кинофестивале «Лістапад» в Минске режиссёр Михаил Сегал со своей картиной «Франц + Полина» получил приз за лучший дебют имени Виктора Турова (по иронии судьбы именно Виктор Туров первым экранизировал произведения Алеся Адамовича – картина «Война под крышами»), приз за лучшую операторскую работу;
- призёр XVI Cottbus film Festival (2006 г., Германия);
- лучшая женская роль Международного фестиваля военных фильмов имени Ю.Н. Озерова (Санкт-Петербург);
- специальный приз жюри и приз за лучшую женскую роль XV Международного фестиваля «Киношок» (2006 г., Анапа);
- специальный приз жюри Международного кинофестиваля «Балтийские дебюты» (2006 г., Свердловск);
- участие в «Неделе Русского кино» в Париже и Берлине(2006 г., Франция, Германия);
- Официальный участник XVI Camerimege film Festival (2006 г., Польша);
- участие в XXVIII Московском Международном кинофестивале (2006 г.);
- Гран-при и лучшая женская роль фестиваля Военно-патриотического фильма им. С.Ф. Бондарчука «Волоколамский рубеж» (2006 г.);
- приз им. П. Лебешева за лучшее изобразительное решение фильма Международного кинофестиваля «Дух Огня» (2007 г., Ханты-Мансийск);
- лучшая главная женская роль и лучшая эпизодическая женская роль фестиваля киноактёров «Созвездие» (2006 г., Тверь);
- Специальный приз жюри кинофестиваля «Литература и кино» Гатчина (2007 г., Россия).
Тем, кому этот фильм понравился, могу посоветовать схожие картины о нелёгкой и по своему героической жизни простого населения под оккупацией: «Иди и смотри» того же А. Адамовича, «Враги», «Знак беды» (по повести В. Быкова) и др. Я же пошёл за повестью «Немой» Алеся Адамовича, чтобы в очередной раз окунуться в драматическую лирическую историю на фоне обратной стороны войны.
Фильм отличный. Смотрел его уже несколько раз. По российским каналам он идет часто как "наше кино" или что-то в этом роде. Хотя по содержанию и по сути это все же хорошая новая белорусская классика. Уж очень сильно ощущается влияние Адамовича и Беларусьфильма. Наверное потому, что Алесь Адамович - гений, и у режиссера два выбора: или дословная экранизация, или все испортить.
И еще: огромный респект российскому режиссеру на тщательное, трогательное воссоздание быта белорусской деревни в 40-х.
К сожалению, я могу этот фильм только смотреть: говорить о таких вещах и говорить открыто очень сложно. Т к эти вещи касаются войны, в которой вырезали, уничтожали и сжигали миллионы белорусов. Алесь Адамович может об этом говорить свободно, наверное поэтому, что он святой. А мы, простые и грешные, живем по принципу "делай что должно и будь что будет". Только не нужно при этом забывать, что ЗЛО пораждает только ЗЛО. И разорвать порочный круг может только ДОБРО. Поэтому иногда кто-то просто приносит себя в жертву ради того, чтобы остановить этот жуткий цикл.
PS Чисто технических недостатков фильм не лишен (водиоклиповая школа режиссера заметна именно в начале). Ну и да фиг с ней с этой видеоклиповой школой. Тем более что клипы он далеко не для всех снимал и снимал классные.
Отзыв был изменен 25 августа 2010, 07:12
Это фильм про войну, причем акцент здесь сделан не на самих боевых действиях, а на жизни мирных людей, которым в то время приходилось особенно нелегко. Красивая история любви...
Понравилось:
-все очень реально, не разделено на черное и белое, ведь нет наций только плохих и только хороших
-красивая природа и актеры
-по-немецки в фильме говорят настоящие немцы, а не с русским акцентом, как во многих советских фильмах про войну
Кому концовка не понравилась - так ведь наивно думать, что все хеппи эндом закончилось. Единственный минус на мой взгляд, что затянуто.
Вчера посмотрела по ТВ. В конце фильма плакала... Очень красивая природа, интересные образы... Впечатлила сцена, когда Кучериха сидела под деревом и ей слышались голоса соседок.
Были и довольно-таки смешные моменты...
Сюжет немного примитивен, но то, что должно было донести суть, мне кажется, удалось поставить и сыграть.
Поразила эта любовь без слов, когда понимаешь человека только сердцем...
Слабо. Соглашусь с грызунчиком, пусть бы режиссёр снимал своё, оставив фильмы о войне тем, кто это умеет делать.
Фильм хороший.. попал на него совершенно случайно - встретил хорошего старого друга, который предложил сходить на этот фильм - и не пожалел, что согласился. Атмосфера во время просмотра была очень хорошая..полный зал и (о чудо!) практически полное отсутствие пьяного быдла! В то же время, в зале было полно писателей, художников и д.р. представителей "недобитой" интеллигенции..
Замечательный фильм про любовь в период войны, когда героям приходитя защищать друг друга и от своих и от чужих. Все время находишься в напряжении, переживая за жизнь главных героев да и вообще за всех людей, которым довелось жить в период войны. Фильм наталкивает на глубокие размышления. Согласна с мнением, что такие фильмы НУЖНО смотреть.
Я согласен с предыдущим отзывом. Сюжет очень и очень банален, саундтрек(?) подобран отвратительно, сам фильм - одно большое недоразумение.
Снимал режиссер клипы? Вот бы и снимал дальше.
Ребята, есть старые замечательные фильмы о войне, которые потрясают и трогают до глубины души. Вот их НУЖНО смотреть. А это смотреть не нужно. Только время тратить впустую. Есть неплохие моменты. Но только моменты. Начало растянуто. Съемки и особенно звук какие-то полудокументальные... Автор не донес ничего. Финал вызывает лишь растерянность и удивление. А все потому, что история обрывается. У Адамовича она на этом не заканчивается, и герой не погибает.
Каждый должен заниматься своим делом. А когда клипмейкер начинает воображать себя режиссером и сценаристом, продукт получается соответствующий.
Это действительно ФИЛЬМ. Очень замечательно, что в фильме нет отпечатка того, что режиссер-клипмейстер. Фильм снят от души. Вопреки сложившемуся мнению, думаю его стоит посмотреть молодому поколению.
Особенно мне понравилась задумка с мальчиком(кстати, в первоисточнике его нет, это идея создателей фильма)
Тяжелый фильм про войну. Очень трогательно изображается любовь немца и белорусской девушки во время такого тяжелого времени. Красивые актеры, очень красивые пейзажи Беларуси. Плохой конец, но такие фильмы НУЖНО смотреть.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...