По книге Дафны дю Морье.
Молодая аристократка Мелани Дэниэлс отправляется на уик-энд в маленький приморский городок Бодега Бэй в Калифорнии. Там одиноко живут мать и сестренка ее нового знакомого Митча Бреннера. Вскоре после приезда с Мелани происходит странный случай — на нее неожиданно нападает чайка. А затем яростным атакам птиц начинают подвергаться и другие жители поселка...
В своем жанре фильм, безусловно, шедевр. Увидев его много лет назад, я с тех пор ужасов старался больше не смотреть. Это не мое кино.
Абсолютная классика кино, ставшая хрестоматией для многих режиссеров, работающих в жанре фильма ужасов. "Птицы", во-первых, предопределили клаустрофобическую атмосферу "Ночи живых мертвецов" Джорджа Ромеро и последующих аналогичных лент, во-вторых, стали до сих пор непревзойденной вершиной экологического хоррора, хотя Хич и не объясняет странного поведения пернатых.
После авантюристического эксперимента под названием «Психо» Альфред Хичкок взял перерыв в три года, а после вернулся с фильмом, где присутствовали куда больший бюджет и многочисленные спецэффекты. Правда, Хичкок остался верен себе, в который уже раз вдоволь поиздевавшись над зрителем: весь первый час нам приходится лицезреть чуть ли не романтическую комедию/мелодраму, где Мелани (Типпи Хедрен) и Митч (Род Тейлор) элегантно и непринужденно флиртуют друг с другом. Однако немногочисленные сцены с птичками кристально дают понять, что это — всего лишь присказка, а главное действие последует чуть-чуть попозже.
Данная лента - родоночальник еще одного ответвления в жанре "хоррор" - энимал. Главное зло - животные или силы природы. В недавнем фильме М.Найт Шьямалана "Явление" можно лицезреть нечто подобное.
1. Ужас вселяет тот факт, что источником зла являются пернатые, коих до кучи во всех городах и весях. Причем не воронье, которе было бы более предсказуемым, а всякая мелочь: от воробьев и голубей, до чаек.
2. Причины нападения - совершенно не ясны. До самого конца и после него.
Восторг вызывают съемки. Никаких CG - все натурально и по живому. Атмосфера параноидального и безысходного ужаса просто сочиться с телеэкрана. Бьет наотмаш - не щадя ни нервов ни сердца. Подобный эффект был почти повторен в "Челюсти" Спилберга, но все таки акула - более предсказуемая машина убийств, в отличии от "птичек божьих".
Еще несколько особенностей: в фильме нет музыки. Что еще больше щекочет нервы при просмотре, т.к. птичьи галдеж просто бил по ушам в кинотеатрах и атмосферу нагонял - будь-будь.
Даже в самой концовке, когда главные герои уезжают на фоне рассвета, создатели картины не торопятся останавливать умело созданную атмосферу ужаса: в фильме отсутствует такая стандартная вещь, как титр «конец». Тем самым, Хичкок дает понять, что кошмар еще не окончен. Что ждет этих людей: спасение или множество птиц на фоне рассвета намекают на зарождение новой Земли, на которой будут править птицы?..
Исключительное кино.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...