Свои фильмы Гюстав де Керверн и Бенуа Делепин производят стабильно раз в два года (2004 – «Аалтра», 2006 – «Авида», 2008 – «Луиза-Мишель», 2010 – «Последний мамонт Франции», 2012 – «Большая вечеринка»). Я смотрел их все, но вот до дебюта всё как-то руки не доходили. Однако решил наверстать упущенное после прочтения рецензии на «Экранке.ру» (к сожалению, почившей в бозе).
Творческий метод дуэта весьма своеобразен. Они валят в один котёл социальную сатиру, абсурдные бытовые сценки и откровенный трэш. Можно сказать, что авторам зачастую изменяет чувство вкуса. Но что есть, то есть. Зато в их фильмах нередко можно встретить эпизоды, которые не производят впечатления постановочных, они скорее экспериментально-документальные, и это подкупает.
Герои (их в своём дебюте сыграли сами режиссёры) живут на каком-то французском хуторе в далёком пригороде столицы и откровенно ненавидят друг друга (хотя выражение «друг друга» здесь выглядит весьма иронично). Но судьбе было угодно, чтобы их жизненный путь после одного несчастного случая дальше продолжался вместе. Один – фанат гоночных мотоциклов и мечтает попасть в бельгийский город Намюр на чемпионат по мотокроссу. Другой горит желанием приехать в Финляндию, чтобы отомстить производителям сельскохозяйственной техники “Aaltra”, по вине которых стал инвалидом. Оба – раздражённые грубияны и маргиналы, от чего страдают все, кто им встречается, а заодно и зритель.
«Аалтра» переполнен неклюжим и угловатым юмором (чего стоит тишайший ресторанный кавер на “Sunny” Boney M!). Это роуд-муви, который чем дальше, тем больше теряет какой бы то ни было смысл. А финал (здесь ключевую роль исполнил Аки Каурисмяки) настолько туп и нелеп, что это даже умиляет.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...