Монгольская пара, живущая в степи в приграничном районе с Китаем, по законам не может иметь больше трех детей. Но троих она уже имеет. Тогда Пагма посылает мужа в город за презервативами. Он едет в город за покупкой вместе с русским шофером. Но вместо этого герой покупает телевизор, ковбойскую шляпу, велосипед, и, вернувшись домой, втыкает в землю шест с ургой, как символ желания дать жизнь еще одному человеку...
В 88-м "Красный гаолян" Чжана Имоу победил на Берлинском кинофестивале, в 99-м Имоу же выиграл "Золотого льва" (своего второго) в Венеции. Между ними уместилась мощная волна "режиссеров пятого поколения" заполонившая крупнейшие кинофестивали мира и заставившая говорить о китайском кино, как об одном из лучших в мире. Еще десять лет спустя, когда волна сошла, а Имоу стал делать псевдофольклорный кич, стало очевидно, что вся пресловутая "волна" легко укладывается в два европейских фильма. И если "Последний император" Бертолуччи, не многим отличается от своих китайских братьев, то михалковская "Урга" дает им изрядную фору.
Михалков идеально почувствовавший мировую конъюнктуру выдал образец жанра - якобы-национальное-кино, свободно конвертируемое в любых условиях. Тут тебе и простодушные дети степей со своими конкретными проблемами (в "Урге" это презервативы - контролируют рождаемость, гады), и побитые жизнью люди с Большой Земли (в виде русского шофера), и дикая природа, и ширь и гладь... Как ни странно, расчитав все самым тщательным образом, Михалков снял удивительно честное и тонкое кино.
Девочка с баяном, шофер с бутербродами, главный герой с телевизором - именно детали делают "Ургу" тем, что она есть: почти идеальным кино о том, до чего все-таки здорово жить на свете.
Отзыв был изменен 19 апреля 2009, 23:15
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...