Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Самый опасный человек Самый опасный человек

«Самый опасный человек»: Шпион вышел весь

Антон Сидоренко, 12 сентября 2014 г.

После разоблачений Сноудена-Ассанжа фобия западного человека перед собственными спецслужбами достигла апогея.

Психиатрам даже впору вводить специальный термин для начитавшегося викиликс западного обывателя. Леваки определенного сорта ведут себя так, словно их фейсбук ежеминутно сканируют из Лэнгли, а спутники-шпионы АНБ барражируют именно над ними, будто малютка-привидение над Вазастаном. И вообще, не жизнь, а сплошное гуантанамо.

В кино правды о спецслужбах тоже не добьешься. Даже превращение гламурных бондов в сереньких борнов в общей картине ничего не меняет. Боец невидимого фронта — супермен-плащ-до-колен, который стреляет чаще, чем дядюшка Бунми, объевшийся гороха. И никак по-другому. Иначе не поймут.

Британский писатель (и бывший сотрудник разведки, хотя бывшими они, вроде как, не бывают) Джон Ле Карре — один из немногих, кто всю жизнь разрушает стереотипы о спецслужбах. По крайней мере, его герои совсем не похожи на суперменов. Скорее, наоборот, напоминают рядовых чиновников, бумажных крыс-клерков, невычленимых из общего потока спешащих вечером из Сити на пригородные электрички.

Филипп Сеймур Хоффман в фильме «Самый опасный человек»
Филипп Сеймур Хоффман в фильме «Самый опасный человек»

Нельзя сказать, что Филипп Сеймур Хоффман сыграл в «Самом опасном человеке» уж совсем мышь серую. Но из всех обязательных примет киношного супермена у него лишь вечный стакан с виски. Его главное оружие не пистолет, а талант убеждения. И обольщения. Не половых партнеров, разумеется. А будущих агентов, работающих не на страх, а на совесть.

Собственно, экранные спецслужбы отличаются от реальных не только потому, что последние тщательно скрывают свой образ жизни. Ничто человеческое даже им не чуждо. Иначе бы на свет не появлялись такие картины как «Цель номер один» Кэтрин Бигелоу. Правда, бенладэнов и прочих громких сюжетов с морскими котиками и стрельбой на всех режиссеров и продюсеров не хватает. Еще реже встречаются удачные киноразоблачения вроде шедеврального «Три дня кондора» незабвенного Сиднея Поллака.

Невидимый фронт потому и называют невидимым, что на нем сражаются характеры и нервы, а не танковые батальоны. Филипп Сеймур Хоффман в своей, как оказалось, последней работе сыграл идеального бойца именно невидимого фронта. Одержимого работой с людьми, а не с оружием. Идеалиста, который сражается с исламским терроризмом как таковым, а не с конкретными адептами последнего. И, как всегда у Ле Карре, человека с каким-то внутренним надломом, сконцентрированного только на своей работе, одинокого любителя Баха и старых «Мерседесов».

Робин Райт и Филипп Сеймур Хоффман в фильме «Самый опасный человек»
Робин Райт и Филипп Сеймур Хоффман в фильме «Самый опасный человек»

Уже известный своими работами на грани мейнстрима и артхауса режиссер Антон Корбейн снял сосредоточенное и близкое по духу к романам Ле Карре зрелище. «Самый опасный человек» именно тот политический триллер с психологическим оттенком, в котором важен не только сюжет, но и атмосфера.

Кристально-холодная атмосфера осеннего Гамбурга перетекает в фильме Корбейна в дорогостоящую пустоту банковских офисов и правительственных кабинетов. Именно эта атмосфера компенсирует видимый недостаток экшена и некоторые нелепости, в кино, впрочем, практически неизбежные. Клюква у Корбейна, никуда от нее не уйти, есть, особенно в эпизодах с персонажем российского актера Григория Добрыгина. Но тут это общая беда иноземных специалистов по борщу и балалайке — последние им категорически не удаются.

«Самый опасный человек» снят по книге 2008 года. С тех пор международные отношения несколько поднапряглись и радикальный ислам, с которым борется героя Хоффмана, перестал быть одной-единственной угрозой развитым странам (и неразвитым тоже). Хотя, по сути, остался именно тем противником, который серьезно угрожает абсолютно всем главных игрокам на великой шахматной доске.

Рэйчел Макадамс и Григорий Добрыгин в фильме «Самый опасный человек»
Рэйчел Макадамс и Григорий Добрыгин в фильме «Самый опасный человек»

В этом смысле фильм Корбейна более актуальный чем предыдущие и очень удачные экранизации романов Ле Карре «Шпион, выйди вон» Томаса Альфредсона и «Преданный садовник» Фернанду Мейреллеша. С окончанием Холодной войны шпионские страсти в кино забуксовали. В картине Корбейна, несмотря на ее некоторую камерность и ограниченное число действующих лиц, градус напряжения весьма высокий.

При этом, кристальная чистота кадра Бенуа Деломма не должна расслаблять. Эстет Корбейн, насчету которого немало музыкальных видео самых известных исполнителей,  строит кадр так, чтобы поиграть с фокусом и хорошо известным ему Гамбургом. Столица германской морской торговли предстает в фильме как иной, не менее напряженный, но все же более безопасный мир, который даже не догадывается, какие события происходят на его улицах.

Вряд ли «Самого опасного человека» ожидает блестящая прокатная судьба на русскоязычном пространстве. Тем более, что услышать реальные голоса Филипа Сеймура Хоффмана, Уиллема Дефо и Рейчел Макадамс в кинотеатре невозможно из-за обычного у московских дистрибьюторов глухого дубляжа.

Тем не менее, посмотреть это кино нужно всем тем, кто предпочитает хороший психологический детектив и верит, что кто-то еще снимает что-то более интересное, чем шпионские страсти про инженеров гадюкиных.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия