Антон Сидоренко, 19 декабря 2013 г.
В картине Пола Гринграсса труженики моря сталкиваются с проблемой, о которой еще пару десятилетий назад можно было прочитать только в романах Рафаэля Сабатини. Теперь о пиратах и захвате больших торговых судов с целью выкупа чуть ли не каждый месяц сообщают информационные агентства. Но выглядят современные пираты порой далеко не так грозно как во времена каравелл и капитана Блада.
Герой фильма, тот самый заглавный капитан Филлипс, попадает в заложники к четверым оборванным сомалийцам. Последние приплыли захватывать огромный контейнеровоз на рыбацкой лодке с подвесным мотором, не имея за душой ничего кроме калашниковых и невероятной дерзости. Дерзость эта оказывается вознаграждена: ради освобождения одного-единственного американского гражданина разворачивается самая настоящая операция с военными кораблями, переговорщиками и специально доставленными на самолетах из Штатов «морскими котиками». Добро, по понятной голливудской причине, торжествует, но осадок после фильма остается. Зрелищный монтаж аттракционов в «Капитане Филлипсе» скрывает те проблемы, которые никаким спецназом не решить.
Том Хэнкс в фильме «Капитан Филлипс»
В «Капитане Филлипсе» речь идет о конфликте локальном, за которым, однако, стоит что-то большее, чем просто желание одних людей захватить собственность других. И команда «Маерск Алабама», и полуголая шайка сомалийца Мусы сходятся в схватке за интересы почти не появляющихся в кадре хозяев. Но белый американец Филлипс сражается еще и за то, чтобы вернуться домой к семье. Видимо, это и помогает ему выжить.
За режиссером Полом Гринграссом твердо установилась репутация «певца катастроф». Причем катастроф с социально-политическим оттенком. Если не считать двух частей вымученной эпопеи про «агента 007»-light Джейсона Борна, то его лучшие картины «Кровавое воскресенье» и «Потерянный рейс» — это именно фильмы-катастрофы, причем основанные на реконструкции громких исторических событий.
Том Хэнкс в фильме «Капитан Филлипс»
Тем более, что исполнители ролей пиратов, особенно исполнитель роли главаря, Баркхад Абди, выглядят совершенными персонажами SOS-репортажей о жизни голодающей Африки. Фактурные пираты даже переигрывают самого Тома Хэнкса, на котором, в принципе, сфокусировано все повествование. И которому в итоге, удается сделать из своего героя не пассивную жертву обстоятельств, а сражающуюся за себя и возвращение к родным и близким личность.
Как и в прошлогоднем победителе «Оскара» «Операции «Арго» Бена Аффлека, в «Капитане Филлипсе» ярко выражена мысль о том, что в «случае чего» большая и звездно-полосатая страна не бросит своих граждан в безнадежной ситуации и приложит любые усилия, чтобы вызволить из заморского плена даже одного-единственного человека вне зависимости от точки на земной поверхности. Только, наверное, никого такая пропаганда уже не успокаивает — сомалийцев с калашниковыми становиться все больше, «котиков» на них не напасешься, а капитану Филлипсу опять в рейс...
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...