Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Терминатор 4: Да придет спаситель Терминатор 4: Да придет спаситель

«Терминатор 4»: Штампы и брэнды

Антон Сидоренко, 9 июня 2009 г.

Апокалипсис называют концом света совершенно безосновательно. Судя по неожиданному продолжению знаменитой эпопеи про киборга-убийцу, после бунта машин и ядерной катастрофы человечество ожидает еще много интересного.

Когда на главный философский вопрос современного Голливуда «Будет ли Арнольд Шварценеггер сниматься в продолжении «Терминатора»?» был, наконец, получен ответ (отрицательный), публика сжалась в предчувствии неминуемой катастрофы. И катастрофа-таки наступила. Новоиспеченые хозяева брэнда окончательно перенесли действие в будущее, главным героем сделали Джона Коннора, а в помощники ему назначили киборга с характерной внешностью Сэма Уортингтона. Американцы юмор не оценили и быстро опустили четвертого «Терминатора» на дно бокс-офиса. В белорусской столице эффект был обратный: билеты в некоторые кинотеатры разобрали на несколько дней вперед. Что тому причиной, магия брэнда или начало летних каникул у школьников, не ясно. Во всяком случае, на какую-либо исключительность четвертый «Терминатор» претендовать не может.

Более того, Т-4 не сильно выбивается из когорты высокотехнологичных триллеров, которые Голливуд наловчился штамповать в годы президентсва Буша-младшего. Не мудрствуя лукаво, создатели четвертой части во главе с режиссером МакДжи и продюсерами Элгудом, Андерсоном и Борманом (!) нашпиговали ленту кучей штампов, беззастенчиво позаимствовав их у других режиссеров. Заимствования режут глаз не одним критикам — зрители чуть ли не устраивают соревнования на форумах, кто больше найдет параллелей с «Матрицей», «Обителью зла» и даже с «Властелином колец».

В целом сюжетная канва Т-4 построена по принципу «Войны миров» Герберта Уэллса: человечество противостоит бездушным чудовищам, многие из которых имеют неантропоморфную форму. Совсем как в последней спилберговской экранизации бессмертного романа британского фантаста, бездушные машины собирают дрыгающих конечностями человеков аки грибы в лукошко, а потом отвозят в какую-то лабораторию, вероятно для последующей вивисеции. Традиционные антропоморфные модели терминаторов у авторов Т-4 почему-то оказались не в чести. Убийцы-механизмы оформлены теперь не только в виде мускулистых мистеров Олимпия с выдвинутой вперед челюстью, но и роботов-гигантов (аля трансформеры), роботов мотоциклов и даже плавающих роботов-угрей. Один популярный иллюстрированный журнал даже выпустил специальную статью о создании моделей для съемок Т-4. Оказывается, их конструированием и оживлением занимался чуть ли не целый научно-исследовательский институт. Жаль, что за всей этой машинерией потерялся первоначальный смысл всей эпопеи.

Кристиан Бэйл в фильме «Терминатор 4: Да придет спаситель»
Кристиан Бэйл в фильме «Терминатор 4: Да придет спаситель»

Популярность первых частей «Терминатора» можно было объяснить не только умелой режиссурой и прогрессивными на тот момент спецэффектами, но и самой идеей противостояния характеров, вложенных в слабую оболочку человеческого тела, и неуязвимой бездушной машины. Во второй части машина с выдающейся внешностью будущего губернатора Калифорнии и вовсе становилась на службу человека, вступая в схватку с другой машиной. Любой обыватель мог отождествить героев Кэмерона с самим собой. А возможность атомного Апокалипсиса в эпоху Рейгана и его преемника Буша-старшего не была такой уж фантастической. «Терминатор», таким образом, был куда более актуальным произведением, чем это могло показаться на первый взгляд.

В Т-4 характеры исчезли, уступив место аттракционам-спецэффектам. Трансформеры вытеснили с экрана даже непобедимого Шварценеггера. Как и в реальной жизни, в фильме МакДжи механизмы давно победили. Спецэффекты стали самодовлеющими. На месте Кристиана Бейла, который играет Джона Коннора, мог оказаться любой другой актер с соответствующими физическими данными. Но самое главное — изменились зрители, в сознании которых Апокалипсис уже давно наступил. Спасать человечество уже поздно. Что в прошлом, что в будущем. Можно только попробовать сражаться с машинами. Если, конечно, вы в состоянии оторвать задницу от мягкого кресла пред монитором.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия