Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Ветер, который качает вереск Ветер, который качает вереск

«Ветер, который качает вереск»: В интересах революции

Антон Сидоренко, 8 декабря 2006 г.

Жители этой страны на краю Европы едят больше всего картошки на душу населения, уже несколько столетий разговаривают на языке захватчиков и украшают свои города в зеленые цвета в дни государственных праздников.

Нет, дорогие белорусы, не о той стране вы подумали.

Гиннес, ИРА, Святой Патрик. Тем и исчерпывается скромный набор знаний об этом острове у среднестатистического белоруса. До недавних времен мы воспринимали самую западную страну Евросоюза и вовсе каким-то бесплатным придатком Британии. Положение исправил кинематограф. Вначале мы увидели «Дискосвиней» Кирстен Шеридан, потом совсем недавно «Завтрак на Плутоне» Нила Джордана и вот на экраны выходит «Ветер, который качает вереск» Кена Лоуча. Фильмы разные, а страна одна. Ирландия.

«Ветер, который качает ячмень» — строка из стихотворения одного ирландского поэта столетней давности. Русские прокатчики поменяли прозаичный ячмень на поэтичный вереск, вероятно, в надежде завлечь в кинотеатры как можно больше публики. Фильм от такой перемены более поэтичным не стал. По большему счету, он представляет из себя качественный кинороман в духе Эмиля Золя. То есть Кен Лоуч в который раз показал себя твердым реалистом, который зачастую позволяет себе скатываться в самый махровый натурализм.

Лоуча наш зритель почти не знает. Как и французский писатель Эмиль Золя, британский режиссер Лоуч обожает рабочий класс и его специфические проблемы. Политика у Лоуча всегда на первом месте. Его политические взгляды откровенно левой направленности. Но лозунга «Бей буржуев!» от Лоуча не дождешься. В первую очередь, он гуманист, что наложило отпечаток и на его последний фильм.

Пэдрэйк Делани, Киллиан Мерфи и Орла Фицджеральд в фильме «Ветер, который качает вереск»
Пэдрэйк Делани, Киллиан Мерфи и Орла Фицджеральд в фильме «Ветер, который качает вереск»

В «Ветре» главные действующие лица не заводские пролетарии, а сельские жители юга Ирландии образца 1920-го года. В те времена Ирландия была британской колонией со всеми вытекающими. Лоуч показывает прелести колониального существования без прикрас: завоеватели делают на чужой земле все, что им вздумается. Фильм начинается с зачистки, которую британские солдаты проводят в ирландской деревне. Ведут себя «гордые сыны Альбиона» как последние свиньи и немногим отличаются от нацистов на белорусских землях в 1941-1944 годах. Ирландцы реагируют точно так же как белорусы — уходят в леса и горы и начинают партизанить.

Примечательно, что ирландская революция (и Лоуч это подчеркивает) началась не по каким-то там экономическим причинам, как это внушают обо всех революциях классики марксизма-ленинизма, а из-за, казалось бы, пустяка: попрания национального достоинства. В одной из первых сцен «Ветра» британские солдаты замордовали ирландского паренька только за то, что тот отказался говорить с ними по-английски. На насилие британцев ирландцы отвечают еще большим насилием. Лоуч в интервью подчеркивает, что снимал не историческое кино, потому что на сто процентов воссоздать историческую обстановку восьмидесятилетней давности практически невозможно. Наверное, он просто кокетничает, потому что «Вереск» очень подробно демонстрирует все перипетии борьбы ирландцев за независимость, начиная с жарких политических дискуссий между героями фильма о будущем Зеленого острова после получения независимости, оканчивая выдиранием ногтей у них же звероподобными британцами.

Киллиан Мерфи и Лайам Каннингэм в фильме «Ветер, который качает вереск»
Киллиан Мерфи и Лайам Каннингэм в фильме «Ветер, который качает вереск»

Человеческий облик под конец фильма теряют и сами борцы за свободу. И даже милашка Киллиан Мерфи, еще недавно игравший трансвестита в «Завтраке на Плутоне», берет в руки оружие и сражается против родного брата. Ирландская революция, как и любая другая, с радостью начинает пожирать своих детей. Лоуч еще раз весьма прямолинейно дает осознать зрителю: «Насилие порождает насилие».

То, что «Ветер…» появился в Минске на большом экране, прямая заслуга Каннского жюри во главе с Вонг Карваем, которое вручило Кену Лоучу в этом году «Золотую пальмовую ветвь». Жюри кинематографистов Минского международного кинофестиваля «Лiстапад-2006» не осталось в стороне и наградило «Ветер…» призом за лучшую режиссуру. Хотя, если судить по зрительскому рейтингу «Лiстапада», минский зритель Лоуча прокатил. Фильм об ирландском насилии и вправду был не лучшим на белорусском фестивале. Решение минского жюри было скорее стратегическим: теперь упоминание о фестивале на задворках Европы будет в фильмографии одного из главных европейских режиссеров.

Для массового зрителя «Ветер…» и вправду слишком тяжелое и монотонное зрелище. Кен Лоуч — один из немногих режиссеров, который видит в искусстве средство транслировать свои идеи, а не просто развлечение или способ заработка. К просмотру «Ветра» нужно относиться как к трудной и серьезной работе. Но те из зрителей, кто эту работу одолеют, еще на один шаг приблизятся к европейскому пониманию свободы.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия