Антон Сидоренко, 13 февраля 2006 г.
Еще более удивителен тот факт, что все это добро лежит, фактически, без дела. Минские киноманы обивают пороги немногочисленных магазинов, торгующих качественным видео, а у них под носом без дела лежат фильмы Бернардо Бертолуччи, Вуди Аллена, Кшиштофа Кеслевского и многих-многих других классиков кино, причем, в относительно хорошем качестве и с грамотным переводом. Иногда, будем справедливыми, заветные коробки достают на свет божий, вытирают от ржавчины и пыли. Но случаются показы классики на большом экране в Минске настолько редко и проходят настолько тихо, что ни в сказке сказать, ни пером описать… Был когда-то в кинотеатре «Пионер» киноклуб «Профиль», где можно было иногда увидеть фрагменты обширной коллекции минского проката. В годы своего рассвета лучшими импортными образцами баловал скончавшийся в «Победе» «Киноклуб». Но в последние несколько лет золотой фонд мирового киноискусства можно было увидеть только по собственной инициативе в неполноценном DVD-варианте.
И вот, наконец, нашелся в Минске один добрый кинотеатр, который отважился предложить свой недавно отремонтированный зал сборищам киноманов. «Ракета» долго была в тени более крупных и парадных своих коллег. Расположенный почти в центре города (станция метро «Пролетарская«), этот кинотеатр заслуживает лучшей участи, чем просто через две-три недели повторять репертуар «Москвы» и «Октября». Лучший способ создать кинотеатру свое лицо — организовать собственный киноклуб. Его решили назвать «Феномены кино», в знак того, что на экран попадут только самые выдающиеся произведения мирового киноискусства. Но основать новый киноклуб — задача непростая. Первый вопрос, который встает перед организаторами — с чего начать?
Анатолий Солоницын и Маргарита Терехова в фильме «Зеркало»
Начать решили с ретроспективы «Весь Тарковский». Скажем прямо, не всем идея с показом фильмов Тарковского казалась удачной. Были опасения, что зритель не соберется. Как выяснилось уже в день открытия, последний раз на большом экране Минск видел «Зеркало» Тарковского восемь лет назад. Поэтому со зрителем проблем не было. Более того, «Ракету» ожидал давно забытый аншлаг. Желающие приобрести билет не просто заполнили все фойе, но даже выстроились на улице! Зал на три с половиной сотни мест не смог вместить всех потенциальных зрителей. Поэтому в этот же вечер был организован второй сеанс, из-за чего руководство кинотеатра ничуть не поколебавшись, отменило вечерний показ «Дневного дозора». Что ни говори, по теперешним временам факт примечательный.
Еще один заметный момент. В зале «Ракеты» были почти одни молодые лица. Ясно, что молодой зритель в любом случае самый активный. Но особенно важна свежая аудитория на подобных показах, которые становятся своеобразными университетами для новых поколений киноманов в нашем городе.
Руководство «Ракеты» настроено решительно и собирается и дальше демонстрировать самые лучшие фильмы из фондов городского кинопроката. После ретроспективы фильмов Андрея Тарковского, которая завершится 20 марта, на очереди Муратова и Параджанов.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...