Антон Сидоренко, 25 января 2004 г.
С великим литературным материалом (что было заметно уже по первым двум частям) режиссер Питер Джексон старался обойтись как можно внимательнее, вынужденно сокращая действие из-за экономии экранного времени. Ритму и стилю героического эпоса «Возвращение короля» соответствует в полной мере. Что не удалось в перенести на экран, так это удивительно добродушную иронию, с которой Толкиен относился к своим персонажам. Фильм получился чрезмерно патетичным и даже немного заунывным в некоторых местах. По-хорошему, зал оживлялся только при репликах Гимли, выступавшего в качестве комической развязки. Скажем прямо, намертво к креслу этот фильм не приковывает. Но «Возвращение короля» все-таки удостоилось овации на финальном титре «The End». Но конец ли это? Далеко не идеальная экранизация всегда порождает надежду на продолжение попыток перенести литературное произведение на экран.
Элайджа Вуд и Шон Эстин в фильме «Властелин Колец: Возвращение Короля»
Кино долго не могло взять эту высоту. Даже Голливуд с его практически неограниченными возможностями долго топтался перед одной из величайших сказок, когда-либо сочиненных смертным. Лишь с развитием компьютерных технологий культовая сага о Средиземье была перенесена на экран. По большему счету, благодаря компьютерам, анимацию от обычного кино теперь и не отличишь. Питер Джексон и его команда сумели сделать свой супер-фильм так, что все спецэффекты аккуратно вписались в кадр. Главным, но невидимым зрителю героем «Властелина колец», стала именно компьютерная графика. А главными творцами фильма можно считать вместе с режиссером и продюсерами не столько актеров и оператора, а именно специалистов в области компьютерных спецэффектов. Собственно, весь фильм о хоббитах и есть один сплошной спецэффект. Просто ловко запрятанный под натуральной оболочкой, чем выгодно отличается от насквозь технологичной «Матрицы». Актеры в таком фильме — не более чем изображения живых манекенов, передвигаемые по воле режиссера-демиурга при помощи щелчка по клавиатуре.
Новые технологии открыли кинематографу грандиозные возможности в производстве Зрелища. К этим технологиям Голливуд стремился давно, еще с тех самых времен, как Джордж Лукас произвел революцию, задумав свои «Звездные войны». Высокотехнологичная сказка для тинэйджеров, основных посетителей американских кинотеатров, — вот та форма, в которой существуют уже два десятка лет самые высокобюджетные кинопроекты. Благодаря эпопее Лукаса и суперблокбастерам Спилберга, доходы голливудских студий перевалили за сто миллионов за один фильм. Первые две части «Властелина колец» принесли хозяевам уже около двух миллиардов долларов(!), причем, что самое интересное, основные доходы были получены от проката вне Соединенных Штатов.
Вигго Мортенсен в фильме «Властелин Колец: Две крепости»
Безусловно, такими результатами фильм обязан прежде всего гениальному роману Толкиена. Но вопреки сложившейся традиции (сиквел, как правило, чуть менее успешен), вторую часть эпопеи посмотрело больше зрителей, чем первую. Значит ли это, что закоренелые толкиенисты, с самого начала отвергавшие саму идею экранизации трилогии, не выдержали-таки дома и бросились нагонять упущенное? Не знаю, как в остальном мире, а в Беларуси из-за задержки с прокатом многие смотрели первую часть в MPEG4 или на ином пиратском носителе. Каюсь, не удержался и я… Хватило меня минут на двадцать, и в кино я уже не пошел. Со второй частью подобной ошибки я не совершил. А уж третью, вовремя пришедшую, с чистой совестью отправился смотреть в кинотеатр. И даже в наших, далеко не идеальных условиях проката, сумел получить какое-никакое удовольствие.
Успех трилогии уже сейчас наверняка заставляет кинобоссов бешено сожалеть о том, что авторского продолжения истории нет. Конечно, можно заняться и «Хоббитом», и «Сильмариллионом», но соблазн «переснять Джексона» навсегда останется витать в воздухе. И дело упирается вовсе не в новый скачок технологий, которые смогут обеспечить еще большую степень достоверности происходящему на экране. От трилогии Джексона прямо-таки несет запахом зеленых бумажек. Толкиен, создавая «Властелина» думал, вероятно, о чем-то другом.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...