Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Рождество, опять Рождество, опять

2017: По честной цене

Антон Сидоренко, 27 декабря 2017 г.

Уходящий минский киногод был событиями не то что наполнен, переполнен. Подводя его итоги, не знаешь, за что браться в самом начале: то ли за ударную работу прокатчиков и дистрибьюторов, спешивших представить столичному зрителю все самое новое и свежее, то ли за сам репертуар, на любой вкус, язык и, соотвественно, кошелек.

Который год подряд ходить в минские кинотеатры становится все приятнее и интереснее. В 2017 г. обижаться нашим киноманам можно было только разве что на самих себя — на свою лень оставить уютные места перед мониторами с сериалами и отправиться на встречу с настоящим большим кино.

Минск увидел почти все, что можно было увидеть на большом экране в русскоязычном прокате и даже немножечко больше. Без преувеличения героическими усилиями основателей уже легендарного проекта «Cinemascope» Ольги Надольской и Георгия Глика большой и малый залы намоленного последним поколением минских киноманов кинотеатра «Ракета» постоянно предлагают минчанам интереснейшие и не только ретроспективные показы.

От образца американского независимого «Рождество, опять» Чарльза Покела, нового европейского «Самокритика буржуазной собаки» Юлиана Радльмайера и «Кастинг» Николаса Вакербарта до великолепного «Beat Weekend Минск», «Cineticle Weekend» и программ «Немое кино + Живая музыка»: «Cinemascope» в 2017 как никогда раньше радовал разнообразием и качеством своих программ.  Классическими блокбастерами Стивена Спилберга и Питера Джексона была продолжена и очень удачная серия «Cinemascope:Restart».

Юдит Энгель и Андреас Луст в фильме «Кастинг»
Юдит Энгель и Андреас Луст в фильме «Кастинг»

Не менее активной была «Арт-корпорейшн», сотрудникам и программному директору Игорю Сукманову которой мы обязаны фестивалем «Лістапад». Выступая в качестве дистрибьютора, эта компания привезла в Минск самые главные фестивальные события мирового киногода и выступила соорганизатором уникального кинопроекта «Зал №4» в «Фалькон Клуб Бутик Синема», посетители которого могли смотреть самые интересные фильмы мирового кино под бокал специально подобранного под фильм вина.

Наконец, в Минске с определенным успехом продолжились показы нового белорусского кино. Увенчала их главная сенсация «Лістапада-2017» — полнометражная картина «Завтра» молодого и ранее абсолютно никому неизвестного режиссера-самоучки Юлии Шатун. Еще один фильм — полнометражная документальная картина «Дебют» профессионального, правда, режиссера, Анастасии Мирошниченко, на «Лістапад», увы, не попала. Но сенсационно попала в одну из конкурсных программ на главный мировой документальный кинофестиваль IDFA в Амстердаме. Минчане смогли увидеть фильм на специальном предпремьерном показе в конце октября в Velcom Cinema.

Теперь уже несомненно — в белорусское кино приходит новое поколение. Снимает оно пока в основном короткий метр и в основном на любительском уровне. Отдельные успехи наблюдаются в документалистике, но тенденция не может не обнадеживать. Как и желание минчан смотреть новое белорусское — в 2017 показы белорусского кино на большом экране перестали быть экзотикой. Хотя говорить о том, что минчане готовы в массовом порядке отдавать деньги за билет на белорусское кино, будет преувеличением.

Но белорусское потихоньку показывают. Причем не только классической формы, но и экспериментальное. В связи с последним очень хорошо запомнился показ экспериментального кино и видео одной из самых интересных инициатив международного фестиваля короткометражного кино Cinema Perpetuum Mobile. В этом году он прошел на разных альтернативных площадках в шестой раз и стал отличным примером сетевого синефильского движения.

Фестиваль года

Кинофестивалем 2017 года в Минске второй раз подряд становится «Паўночнае ззянне». Маленький отряд во главе с гениальным организатором, продюсером Волей Чайковской, вновь сумел не просто подготовить и образцово провести полноценное кинособытие (и даже несколько событий), но и показать всем белорусам пример того, что даже невозможное возможно. ПЗ-2017 приятно поразило отличной программой актуальных и самых лучших фильмов из североевропейских и балтийских стран, программой отличных мастер-классов для белорусов, которые хотят снимать кино, а также несколькими лекциями, среди которых, разумеется, стоит отдельно упомянуть лекцию звезды российской кинокритики Антона Долина.

А совсем недавно, в середине декабря, «Паўночнае ззянне» провело свой очередной DocHub для белорусских профессионалов и новичков в области кинодокументалистики. Крайне важное и ответственное мероприятие!

Вопросы года

Минский кинопрокат по-прежнему в поисках руководителя и стратегии развития. Муниципальные кинозалы продолжает томить неопределенность Хотя флагман проката, кинотеатр «Беларусь» занял почетное второе место в столице по посещаемости, у Кинопроката накопилось много вопросов. Тут и закрытая уже год «Победа», к реконструкции которой никак не приступят, и срочная необходимость инвестиций, обновления технической базы, и кадровый вопрос, и, самое главное, стремительно растущая конкуренция со стороны частных мультиплексов.

В середине года в одном из торговых центров открылся новейший мультиплекс Velcom Cinema и тут же стал лидером по посещаемости среди минских кинотеатров. Молодой и активный зритель выбирает комфорт и качество — старым одно-двузальникам в самое ближайшее время придется ответить на вопрос «А что же дальше?».

Хотя в случае с тем же кинотеатром «Пионер» ответ вроде бы найден. Там открыт второй, пускай небольшой, но очень комфортабельный зал для арт-хаусных показов. Но не составит ли он конкуренции для той же «Ракеты»?

Кинотеатр года

На фоне общей стагнации муниципального проката минским кинотеатром года становится «Фалькон Клаб Бутик кино». Всего за год новый сверхкомфортабельный мультиплекс сумел не только уверенно занять свое уникальное место в премиум-сегменте, но и провести множество премьер, спецпроектов, стать новой точкой на фестивальной карте «Лістапада». А его руководитель, Татьяна Романовская, абсолютно справедливо побеждает в номинации «Директор года».

Провал года

Плохого кино, увы, в 2017 на наших экранах меньше не стало, может быть, стало даже больше. Но сильнее плохого кино разочаровывают завышенные ожидания. Самые завышенные ожидания в этом году были связаны с картиной Алексея Учителя «Матильда». Кассовым провалом «Матильду» назвать нельзя, зритель на картину пошел. Увы, только для того, чтобы потом остаться в некотором недоумении.

Триллер года

Им стал вестерн «Преисподняя» режиссера из Нидерландов Мартина Кулховена. Он прошел по нашим экранам почти незаметно. А зря — этот европейский по происхождению и абсолютно американский по духу фильм дает фору большинству картин по ту сторону океана. В «Преисподней» есть и напряженная атмосфера настоящего живого кино, а не компьютерного кинокомикса, и великолепная игра Дакоты Феннинг и Гая Пирса, и актуальная гендерная тема.

Гай Пирс и Карис ван Хаутен в фильме «Преисподняя»
Гай Пирс и Карис ван Хаутен в фильме «Преисподняя»

Комедия года

Не самой смешной, но, пожалуй, самой человечной комедией года стала картина «По ту сторону надежды» финского мастера Аки Каурисмяки. Ближе всех подобравшись к загадке демонстрации северного темперамента на экране, Аки Каурисмяки в который раз снял гениальную комедию абсурда, в которой без пафоса рассказал о том, как остаться человеком, даже если об этом не просят.

Кадр из фильма «По ту сторону надежды»
Кадр из фильма «По ту сторону надежды»

Блокбастер года

Большой Голливуд в этом году шел по накатанной дорожке, протоптанной в предыдущие сезоны. Дорогостоящие кинокомиксы и семейная анимация по-прежнему собирают толпы зрителей. Вот только собираются эти толпы чем дальше, тем больше автоматически, по инерции. Отработанные годами схемы и спецэффекты, маловразумительные, лишенные харизмы звезд предыдущих эпох актеры общей карины не оживляют. Из общего стагнационного ряда в этом году сильнее всего выделялся «Дюнкерк» Кристофера Нолана. Один из немногих допущенных к сверхвысоким бюджетам режиссер исхитряется делать авторское кино. Его «Дюнкерк» — не только оригинальное высказывание на тему WWII (вот бы нашим бесконечным партизанфильмам пример взять), но и захватывающий киноатракцион для взрослых, нечастый в затянувшуюся эпоху инфантилизации сознания зрителя.

Фионн Уайтхед в фильме «Дюнкерк»
Фионн Уайтхед в фильме «Дюнкерк»

Режиссер года

Традиционное звание Режиссера года получает хорошо известный всем Джим Джармуш. И не потому что здесь действует магия хорошо известного имени. Его «Патерсон» — одно из самых тонких и мудрых зрелищ, которое смогло породить мировое кино за последнее время. А сам Джармуш — великолепный образец нестареющего и только набирающего силу фильм от фильма мастера.

Адам Драйвер и Гольшифте Фарахани в фильме «Патерсон»
Адам Драйвер и Гольшифте Фарахани в фильме «Патерсон»

Фильм года

Тот редкий случай, когда высшая награда Каннского кинофестиваля абсолютно точно отражает истинное положение вещей. Швед Рубен Остлунд сделал по-настоящему большое кино, которое поднимает вопросы, переступающие границы собственно искусства. «Квадрат» — довольно-таки острое и не совсем политкорректное высказываение на злобу дня. Фильм задает множество неудобных вопросов о современном человеке и его цивилизации, в том числе, вопросов к сидящим в зрительном зале. При этом, смотрится «Квадрат» легко — настоящий Фильм года должен быть понятным и доступным.

Клас Банг в фильме «Квадрат»
Клас Банг в фильме «Квадрат»

P.S.

Уважаемые поклонники «КиноЧтива»! Страшно сказать, 2017 год стал для нашего уникального проекта четырнадцатым по счету. Наверное вы заметили, что в этом году Чтиво выходило, мягко сказать, нерегулярно. Что поделать, жизнь вносит в нашу работу свои коррективы. Возможно, в ближайшее время мы будем встречаться не так часто, как хотелось бы. Однако, мы всегда можем купить билет на один и тот же сеанс в одном из минских кинотеатров. До встречи в зрительном зале!





архив

«Квадрат»: Родная планета обезьян

Сказать что-то значительное, а не просто прокричать в темноту кинозала дано немногим. Рубен Эстлунд как раз из тех, кто указывает человеку перед экраном на его недостатки и при этом не читает мораль...

«Убийство в Восточном экспрессе»: Остановился поезд

Новая экранизация предназначена зацепить тех, кому интересней пойти на новую версию хорошо известного детектива, чем на очередную часть приключений супергероев в трико...

Лістапад-2017: Качество + количество

Минский международный может с полным правом называться настоящим кинофестивалем — выстрадал за четверть века.


Пишите нам
© 2018 redmount
мобильная версия
iPhone-версия