Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Квадрат Квадрат

«Квадрат»: Родная планета обезьян

Антон Сидоренко, 27 ноября 2017 г.

Сказать что-то значительное, а не просто прокричать в темноту кинозала дано немногим. Швед Рубен Эстлунд как раз из тех, кто указывает человеку перед экраном на его недостатки и при этом не читает мораль.

Нет занудных поучений и в его «Квадрате», фильме легком и до определенного момента даже комедийном. Удостоенный в этом году «Золотой пальмовой ветви», «Квадрат» оставляет после себя больше вопросов, чем ответов или каких-либо готовых решений. Эстлунд сомневается в искренности и цивилизованности современного общества и иронизирует над ним на примере современного искусства.

На первый взгляд, контемпорари арт именно тот самый голый король, который, наконец, дождался своего Андерсена в виде Рубена Эстлунда. Недаром герой «Квадрата» Кристиан датчанин по происхождению — именно ему, музейному куратору, автор доверяет подвергнуть сомнению идеально-комфортный мир современного цивилизованного человека.

Сам по себе, квадрат — фигура ненатуральная, в природе ее нигде не встретишь. Но квадрат — основа пирамиды, самого устойчивого сооружения в мире. По здравому размышлению, рамки «Квадрата» Рубена Эстлунда стоит раздвинуть как можно шире — швед сочинил универсальное и, в какой-то степени, вечное произведение. Несмотря на точно указанное время и место действия (Швеция, 2020 год), в персонажах «Квадрата» можно разглядеть даже минчан. Причем некоторых, при сильном желании, даже узнать в лицо.

В своем самом успешном на этот момент фильме режиссер отходит от привычного стиля. Он не использует своих любимых приемов вроде длинных сверхобщих планов, и многофигурные композиции в «Квадрате» теперь связаны единым героем. Во всем остальном Эстлунд остается Эстлундом: он подводит зрителя к своим героям на максимально близкое расстояние. При этом, не грешит натурализмом, но показанному им веришь, как самой убедительной документалистике. Недаром многие эпизоды «Квадрата» взяты из жизни.

Кристофер Лэссо и Клас Банг в фильме «Квадрат»
Кристофер Лэссо и Клас Банг в фильме «Квадрат»

Почти трехчасовая картина смотрится очень просто, без напряжения. Эстлунд в принципе приверженец визуальной простоты, его кино никогда не отличалось сложным языком. Хотя говорит он всегда об очень сложных вещах вроде двойной природы человеческой морали и общественного лицемерия.

С фирменным эслундовским сарказмом в «Квадрате» затрагивается очень многое из того, о чем среднестатистический житель любой развитой страны Европы и Америки (в данном случае, Швеции) боится заикнуться даже во сне. Эстлунд недаром выбирает жанр фантастики — легкой антиутопии, жанра, в котором можно быть мальчиком из «Голого короля». Режиссер с легкостью переступает черту т.н. политкорректности, нарушает табу — говорит о мигрантах, бедности, гендерном вопросе... И нигде не предлагает зрителю однозначные ответы.

Главный герой фильма (Клас Банг, актер из знаменитого скандинавского сериала «Мост») находится на вершине арт-менеджмента, живет в лофте, передвигается на «Тесле», однако, страдает от неумения лицемерить на полную катушку, Что, по Эстлунду, просто необходимо, чтобы быть успешным в обществе, где все время говорят о человеке, но, на самом деле, давно забыли, что значит быть им, а не казаться.

«Квадрат» очень легко принять за комедию. Хотя, в действительности, это самая настоящая драма. Поначалу фильм выглядит сплошной сатирой на сливки постиндустриального общества, на поколение выросших в сытую, социал-демократическую эпоху с ее чувством обязательной коллективной вины перед всеми и вся. А в итоге, шедевр Эстлунда, фактически, разоблачает общество, куда более индивидуалистическое и равнодушное к бедам ближнего, чем представители предыдущих, «неполиткорректных» эпох.

Элизабет Мосс в фильме «Квадрат»
Элизабет Мосс в фильме «Квадрат»

Не перегруженный излишней мизантропией Эстлунд (если сравнить его, например, с тем же Роем Андерссоном, старшим соотечественником и коллегой) смягчает особо острые места мягким юмором. Таких горьких эмоций как в своем предыдущем шедевре «Форс-мажор» режиссер в «Квадрате» не предлагает. Персонажи «Квадрата» не дотягивают до свифтовских еху, хотя один из самых ярких образов фильма, человек-примат, явная пародия на модного в 90-е художника Олега Кулика, вполне мог попасть в экранизацию романа великого британского сатирика. Сцена перфоманса «российского художника Олега Рогожина» (блестящая работа Терри Нотари, в основном исполняющего животных на голливудском экране) — одна из самых ярких в «Квадрате». Как и Джонатан Свифт, Рубен Эстлунд очень хорошо умеет показывать истинную природу человека, особенно в ее стадном варианте.

При этом, ни один из персонажей «Квадрата» не выглядит как общее место. Фильм полон ярчайших актерских работ. Особенно запоминаются эпизоды с американской журналисткой, сыгранной Элизабет Мосс. Актриса весьма умело выстраивает свою фильмографию, язык не поворачивается ее назвать исключительно американской звездой. После каннского триумфа Эстлунда Элизабет Мосс — звезда вполне мирового масштаба. Из-за интернационального актерского состава «Квадрат» в принципе нельзя назвать исключительно шведским, да и показанная режиссером картина слишком типична практически для всех стран-лидеров современной цивилизации.

То, что «Квадрат» гораздо сложнее, чем может показаться, понимаешь ближе к середине, когда начинает проявляться драма главного героя, то ли, действительно, хорошего, отзывчивого человека, то ли слишком слабого, и в отношении самого себя, в том числе. Эстлунд только притворяется комедиографом — заканчивает он на вполне серьезной ноте. Но только явно не финальной, финала у такой истории, пока жив главный герой, по определению быть не может. Музейщик Кристиан остается наедине со своими сомнениями. Рубен Эстлунд блестяще передал их по эстафете своим зрителям.





архив

«Убийство в Восточном экспрессе»: Остановился поезд

Новая экранизация предназначена зацепить тех, кому интересней пойти на новую версию хорошо известного детектива, чем на очередную часть приключений супергероев в трико...

Лістапад-2017: Качество + количество

Минский международный может с полным правом называться настоящим кинофестивалем — выстрадал за четверть века.

«Матильда»: С чего начинается Айдингер

История жизни балерины императорских театров Матильды Кшесинской настолько увлекательна, что даже интересно, почему к ней до сих пор не обращались серьезные кинематографисты...


Пишите нам
© 2017 redmount
мобильная версия
iPhone-версия