Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Убийство в Восточном экспрессе Убийство в Восточном экспрессе

«Убийство в Восточном экспрессе»: Остановился поезд

Антон Сидоренко, 24 ноября 2017 г.

Детективы Агаты Кристи — не просто книги, а путешествие в зыбкий временной отрезок между Мировыми войнами — хрупкий мир твидовых пиджаков и элегантной роскоши арт-деко. Их экранизации, впрочем, давно уже стали чем-то вроде вариаций на темы джазовых стандартов: все знают, чем закончится дело, но бегут в кинотеатр в ожидании свежих нюансов.

В версии почетного шекспироведа Кеннета Браны нюансы начинаются с длины усов его главного героя. Честно говоря, уже одно только зрелище сложносочиненного многосоставного чудовища на лице свежей реинкарнации Эркюля Пуаро заставляет посмотреть новое «Убийство». А ведь есть еще блистательный актерский состав, где почти все, от Джонни Деппа и самой Пенелопы Крус до Мишель Пфайффер — звезды первой, ну, или почти первой величины.

Увы, звезды, скорее, вчерашнего дня. Точнее, вчерашней системы звезд. Прежний Голливуд был силен именно системой громких имен — большинство зрителей и теперь пошли в кино даже не на хорошо известный детектив, а на знакомые лица. Оптом они и вправду теперь значительно дешевле — хорошо известные аудитории старше определенного, пока еще не страшного, но уже не совсем совпадающего с основной аудиторией мультиплексов, возраста. Новая экранизация «Убийства в Восточном экспрессе» очевидно предназначена зацепить тех, кому интересней пойти на новую версию хорошо известного детектива, чем на очередную часть приключений супергероев в трико.

Правда, новый Пуаро в исполнении самого режиссера и сам смахивает на персонажа кинокомикса. Ну, в крайнем случае, на серьезно тюнингованую бельгийцами (забавный акцент прилагается) версию Джеймса Бонда на пенсии. Новый Эркюль в исполнении самого Браны — этакий джентльмен-супермен с сединой в усах и, как у них, шерлоков, заведено, фотографией несостоявшейся любви в несессере.

Джонни Депп в фильме «Убийство в Восточном экспрессе»
Джонни Депп в фильме «Убийство в Восточном экспрессе»

Успех беллетристики Агаты Кристи заключается еще и в том, что она умела создавать выпуклые характеры своих персонажей без многословных портретов и утомительных описаний. Взять слегка чудаковатых жителей деревушки мисс Марпл или потихоньку разлагающихся аристократов из романов о Пуаро — для читателя они родные с первых реплик. Но назвать мир произведений Кристи и его обитателей плоским или условным, язык не поворачивается.

А вот парадокс картины Браны в том, что она напоминает комикс или кукольный мультфильм — начиная с тщательно прорисованной на компьютерах анимации (почти вся картина снята в павильонах), заканчивая зажатыми в своих жестко прописанных амплуа звездными исполнителями. Зажатыми настолько плотно, что от блистающих во множестве других картин Джуди Денч или Уильяма Дефо в новом «Убийстве» остаются лишь бледные подобия.

Джуди Денч и Оливия Колмен в фильме «Убийство в Восточном экспрессе»
Джуди Денч и Оливия Колмен в фильме «Убийство в Восточном экспрессе»

Еще жальче менее звездных Джоша Гада, Дейзи Ридли и Лесли Одома младшего. Как либо отличиться в «Убийстве» им было очень сложно. Каждому из пассажиров и обслуги элитного экспресса достается свои пять минут, но не славы, а четко прописанного отрезка действия кинематографического механизма. Даже восходящая звезда мирового балета Сергей Полунин в, по идее, очень эффектной роли нервного венгерского аристократа выглядит лишь деталью среди других железнодорожных деталей.

Любая экранизация чаще всего идет по пути упрощения в сравнении с оригиналом. Кеннет Брана и его продюсеры очевидно не собирались слишком упрощать сюжет Агаты Кристи, а попытались перевести его в массовый формат кинокомикса. Детективный сюжет оказался не так важен. Больше всего создатели свежего «Убийства в Восточном экспрессе» старались воссоздать на экране мир образца 1934 года. Вот только энергии и таланта какой был у Уэса Андерсона с его полупародийным «Отелем Гранд-Будапешт», например, им не хватило. Если в случае с «Шерлоками» Гая Ричи беллетристика Артура Конан-Дойля получила современную динамичную форму, то фильм Кеннета Браны выглядит слишком статичным и для кинокомикса слишком сильно привязанным к сюжету.

Голливудский поезд, подобно экспрессу из романа Агаты Кристи, тут и в самом деле остановился. Стронется ли он с места в уже анонсированном продолжении новых похождений Пуаро, пока неизвестно. Возможно, создателям «Убийства в Восточном экспрессе» и в самом деле стоило задуматься о полнометражном мультфильме или чем-то подобном. Взрослые почитатели книг Агаты Кристи тоже любят сказки.





архив

«Квадрат»: Родная планета обезьян

Сказать что-то значительное, а не просто прокричать в темноту кинозала дано немногим. Рубен Эстлунд как раз из тех, кто указывает человеку перед экраном на его недостатки и при этом не читает мораль...

Лістапад-2017: Качество + количество

Минский международный может с полным правом называться настоящим кинофестивалем — выстрадал за четверть века.

«Матильда»: С чего начинается Айдингер

История жизни балерины императорских театров Матильды Кшесинской настолько увлекательна, что даже интересно, почему к ней до сих пор не обращались серьезные кинематографисты...


Пишите нам
© 2017 redmount
мобильная версия
iPhone-версия