Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Кроткая Кроткая

Лістапад-2017: Качество + количество

Антон Сидоренко, 3 ноября 2017 г.

Минский международный может с полным правом называться настоящим кинофестивалем — выстрадал за четверть века. От полутора десятков преимущественно российских лент в огромном ангаре «Октября» до полутора сотен авторских картин со всего мира в пяти минских кинотеатрах — впечатляющая эволюция.

В этом году Лістапад. обойдется без любимой минчанами «Победы» (зависла в ожидании реставрации). Зато фестиваль получил комфортную площадку новейшего мультиплекса Falcon Club Бутик кино. Принимают Лістапад-2017 и привычные «Центральный», «Мир», «Пионер», «Москва». Да, к Лістападу, в этом году как никогда раньше подходит определение «прывычно». Да, минские киноманы уже успели привыкнуть к идеально подобранным Игорем Сукмановым конкурсным и внеконкурсным программам. К уникальным в таком количестве пока еще для Минска показам документалистики на большом экране (можно даже говорить о двух полноценных фестивалях в рамках Лістапада — игровом и документальном). К проходящему в четвертый раз национальному конкурсу: и, вот тут уже впервые, — уровень белорусских фильмов на Лістападзе-2017 будет куда более серьезный. Достаточно сказать, что впервые в конкурсной программе игрового кино «Молодость на марше» будет участвовать полнометражная белорусская картина — «Завтра» прежде нигде не проявлявшейся Юлии Шатун.

«Завтра» — несомненная удача отборщиков и маленькая сенсация Лістапад-2017. Молодая выпускница минского Университета культуры с помощью своей семьи создала образцовый микробюджетный фильм. «Завтра» — снятый в актуальном стиле постдок с большим чувством материала и ритма рассказ о зависнувшем между времен и эпох провинциальном сознании. Трудно найти за последнее время более точное эмоциональное изображение менталитета и психологии среднестатистического белоруса.

Впрочем, появление в международном конкурсе фильма Юлии Шатун можно считать неслучайным. Лістапад-2017, как и весь этот год в целом, позволяет говорить о том, что в Беларуси, наконец, появилась новая генерация кинематографистов. Ее неформальным лидером можно считать уже вполне опытного Андрея Кутило — его великолепная работа «Царь горы» украсит собой документальную часть национального конкурса Лістапада. Герои фильма, молодые белорусы, живут на далеком хуторе и стремятся быть автономными от проблем своих родителей, общества, государства. Именно образы белорусов — молодых, пожилых, известных, позабытых и извлекаемых из исторического небытия привлекают наших авторов сильнее всего.

Важнейших из них — «Янка Купала» Виктора Аслюка — очень точный и горький коллективный портрет нации на фоне юбилея литературного гения. Ему в унисон звучит также один из лучших фильмов последнего времени национальной студии «Летапіс» — «Агмень» Юрия Тимофеева — тонкий и поэтичный реквием по уходящему в прошлое сельскому поколению белорусов.

Белорусская провинция вдохновила на творчество едва ли не половину участников Лістапада-2017. Сильным экранным высказыванием получился «Фанат» Андрея Кудиненко. Автор «Масакры» и «Оккупация. Мистерии» выступал в неигровом жанре только в самом начале своей карьеры. А сейчас снял очень яркий, кинематографичный рассказ о жизни молодого белорусского провинциала.

Провинции и ее уходящей натуре, так или иначе, посвящены картины «Васіліна» Аўгініі Манцевіч, «Край женщин» Алексея Полуяна, хипстерский роуд-блог «Вокруг Беларуси на велосипедах с моторами» Бориса Николайчика. Где-то на краю белорусской вселенной пытается ответить на извечный вопрос арт-группа «Chronotop» в своем мудреном фильме «А кто я?». Удивляет тонкой музыкальной поэтикой на грани видео-арта Артем Лобач в «Фрагменты. Композиции». Поднимают серьезные страницы недавнего тоталитарного прошлого нашей страны очень качественной сделанная документальная публицистика Марты-Дарии Клиновой и Ильи Божко «Потерянная поэзия» и «Верующие» Егора Сурского.

В игровом национальном конкурсе явным фаворитом выглядит вышеупомянутый фильм Юлии Шатун. Но приятно удивит короткий метр Неллы Василевской «Друзья по переписке», заставит посмотреть на Беларусь со стороны «Paranoid Android» Влады Сеньковой и позволит проникнуться атмосферой съемок белорусского независимого кино «Честный взгляд» Дмитрия Дедка.

Будет впервые показан и неровный по качеству и довольно тяжелый по эмоциям альманах молодых авторов «Мы», созданный на «Беларусьфильме». В нем по-прежнему много от фирменного соцреализма Национальной киностудии. Но сама идея такого альманаха не может не радовать.

Появлением молодых белорусских авторов и их многообещающих проектов мы во многом обязаны т.н. «индустриальной платформе» «Лістапада». Именно она делает его полноценным международным кинофестивалем — индустриальная платформа появилась в программе Минского международного пару лет назад и уже стала отдельным событием в национальном кинокалендаре. На Лістападзе теперь не только смотрят, но и делают кино — в этом году на фестивале проходят питчинги, мастер-классы, знакомство с новыми кинотехнологиями. В Минск теперь приезжают гости именно с профессиональными, а не только туристическими целями — это, а не только количество представленных в программе фильмов и стран, и есть лучший показатель качества любого фесиваля.

Кстати, в этом году Беларусь стараниями все того же Игоря Сукманова присоединилась к ФИПРЕССИ — международной организации кинокритиков и киножурналистов. И на Лістападзе-2017 будет соответствующее жюри из разных стран мира. Нашу страну на ней представляет киновед Наталья Агафонова.

В общем, внушительное количество фильмов и фестивальных мероприятий Лістапада-2017 только способствует его качеству. Не пропустите.

Десять фильмов Лістапада-2017, которые будет обидно пропустить на большом экране (к счастью, часть фильмов из той же программы «Мастер-класс» можно будет потом увидеть в минских кинотеатрах, в том же, Falcon Club Бутик кино):

1. «Кроткая», реж. Сергей Лозница (основной игровой конкурс).

2. «Иней», реж. Шарунас Бартас (основной игровой конкурс).

3. «Кентавр» Актан Арым Кубат (основной игровой конкурс).

4. «Теснота», реж. Кантемир Балагов (конкурс «Молодость на марше»).

5. «Ленинопад», реж. Светлана Шимко («Документальные комедии»).

6. «Дом на Трубной», реж. Борис Барнет («Специальные показы»).

7. «Шелковая кожа», реж. Дени Коте («Мастер-класс»).

8. «Хэппи-энд», реж. Михаэль Ханеке. («Мастер-класс»).

9. «Жаннет, детство Жанны д'Арк», реж. Брюно Дюмон («Мастер-класс»).

10. «По ту сторону надежды», реж. Аки Каурисмяки.





архив

«Матильда»: С чего начинается Айдингер

История жизни балерины императорских театров Матильды Кшесинской настолько увлекательна, что даже интересно, почему к ней до сих пор не обращались серьезные кинематографисты...

«Дюнкерк»: Самый широкий пролив

«Дюнкерк» Кристофера Нолана — редкий случай батального жанра с пафосом правильного градуса.

«Нелюбовь»: Сцены из супружеской смерти

Новый фильм Андрея Звягинцева — еще один гвоздь в гроб ячейки общества и еще один сеанс публичного психоанализа от одного из самых знаменитых фестивальных режиссеров современности...


Пишите нам
© 2017 redmount
мобильная версия
iPhone-версия