Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Нелюбовь Нелюбовь

«Нелюбовь»: Сцены из супружеской смерти

Антон Сидоренко, 5 июня 2017 г.

Новый фильм Андрея Звягинцева — еще один гвоздь в гроб ячейки общества и еще один сеанс публичного психоанализа от одного из самых знаменитых фестивальных режиссеров современности.

В «Нелюбви» есть все, чтобы заинтересовать теперешнего жителя крупного мегаполиса. Равнодушными фильм может оставить лишь абсолютно счастливых индивидов. Которым, впрочем, мы советуем пересмотреть эту ленту несколько позже, например, лет через двенадцать.

Именно двенадцать лет оказывается смертельным рубежом для семьи главных героев картины. По злой иронии то ли судьбы, то ли дистрибьюторов, «Нелюбовь» вышла на русскоязычные экраны 1 июня во Всемирный день защиты детей. Не мальчик, а живой символ отчуждения между мужчиной и женщиной, двенадцатилетний Алеша становится главной жертвой жесткого, холодного и по-своему красивого мира.

Драматургия «Нелюбви», плотная и четкая, держит внимание совершенством кинематографической техники и артикулированным авторским посланием. Мама Женя и папа Борис друг друга не просто не любят — ненавидят. Звягинцев и его постоянный соавтор сценарист Олег Негин трактуют причины этой нелюбви исключительно во фрейдистском ключе. Недолюбленные, необласканные в детстве супруги с остервенением пытаются добрать свою порцию тепла и нежности в зрелом возрасте. И параллельно пытаются избавиться от невольного плода и свидетеля семейной катастрофы. Мальчик Алеша здесь выступает в роли этакого чеховского Фирса — человека, которого забывают при продаже вишневого сада. То есть, вполне комфортабельной квартиры в московском Южном Тушине, за пределы которого так и не выберется действие.

Актеры в «Нелюбви» старательно демонстрируют фирменное звягинцевское отчуждение, причем, не столько друг от друга, сколько от зрителя перед экраном. Абсолютно органично в кадре существует, пожалуй, только персонаж Марины Васильевой («Как меня зовут»), которая исполняет беременную пассию главного героя. Звягинцев намеренно редуцирует эмоции своих персонажей. Кажется, даже заглушенный в кадре мат не добавил бы «Нелюбви» больше человечности. И сцены конфликта между бывшими супругами, и необыкновенно откровенные для Звягинцева сцены секса выглядят максимально бесстрастными.

Любопытно, что сам режиссер, похоже, в семейном конфликте оказывается на мужской стороне. По крайней мере, персонажи мужчины смотрятся в фильме более симпатичными и уравновешенными. Звягинцева трудно упрекнуть в мизогинии, но главный герой Алексея Розина выглядит явной жертвой на фоне стервы-жены в исполнении Марьяны Спивак.

Разумеется, Звягинцев в РФ больше чем Звягинцев. Несмотря на интервью, в которых режиссер уверяет, что история из «Нелюбви» могла произойти в большинстве стран мира, в фильме как раз достаточно попыток вывести из частного общее. И Звягинцев выводит «Нелюбовь» в сторону публицистики.

В эпилоге картины (призванном заменить несостоявшийся катарсис) режиссер окончательно начинает вещать шершавым языком плаката. Финал — более чем прозрачная метафора страны, которая бежит на месте, сильно локализирует историю. Что почти перечеркивает почти все предыдущие усилия заглянуть за границы практического пособия «Как нельзя действовать при разводе». 

Звягинцев и его постоянный оператор Михаил Кричман искренне, но тщетно стараются наполнить свой фильм метафизикой. Сделать из неудавшейся семьи своих героев и их исчезнувшего ребенка символ чего-то большего, чем просто кризис современной семьи, проблема некоммуникабельности между близкими людьми или отчуждения государства от своих граждан.

Совершенно-замороженные кадры Кричмана словно призваны подчеркнуть несовершенство человеческих взаимоотношений, семейных в первую очередь. После просмотра «Нелюбви» очень легко стать адептом чайлдфри или пациентом психотерапевта. Уж очень качественно Андрей Звягинцев собрал свой новый конструктор. Фильм кажется не просто холодным, а тщательно выверенным и математически просчитанным. Что парадоксально добавляет очков малоэмоциональному стилю Звягинцева.

Искусственность интонации в принципе очень сильно заметна в творческой манере режиссера. «Нелюбовь», и остальная фильмография Звягинцева в принципе, выглядит как Луна, что светит безумно красивым, но отраженным светом фильмов Антониони, Бергмана, Брессона и Тарковского. В картине есть множество отсылок и даже цитат из этих любимых у Звягинцева авторов. А главное, есть стереотипы, которые уже привычно ищет в авторском кино интеллектуально продвинутый зритель.

Другое дело, что в талантливом большом кино всегда должна быть какая-то загадка. Как в мальчике из «Красной пустыни» Микеланджело Антониони, который, почуяв разлад между родителями, напрочь отказывался ходить. В «Нелюбви» про мальчика забывают слишком быстро. К сожалению, в том числе и зрители.

На первый план выходит извечный российский спор западников и славянофилов, по теперешнему, либералов и ваты. В фильме Андрея Звягинцева, как и в его фигуре, видят только белое или черное. А для настоящего искусства такое отношение противопоказано.





архив

«Квадрат»: Родная планета обезьян

Сказать что-то значительное, а не просто прокричать в темноту кинозала дано немногим. Рубен Эстлунд как раз из тех, кто указывает человеку перед экраном на его недостатки и при этом не читает мораль...

«Убийство в Восточном экспрессе»: Остановился поезд

Новая экранизация предназначена зацепить тех, кому интересней пойти на новую версию хорошо известного детектива, чем на очередную часть приключений супергероев в трико...

Лістапад-2017: Качество + количество

Минский международный может с полным правом называться настоящим кинофестивалем — выстрадал за четверть века.


Пишите нам
© 2017 redmount
мобильная версия
iPhone-версия