Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Патерсон Патерсон

«Патерсон»: Цветы провинции

Антон Сидоренко, 20 февраля 2017 г.

Человеческая натура в принципе непостижима, тем более, непостижима природа творчества. В своем тихом шедевре Джим Джармуш рассказывает про «из какого сора». И как всегда, параллельно высказывается о человеческой жизни как таковой.

Из десятков других фильмов о муках творческой личности «Патерсон» отличается двумя вещами. Во-первых, никаких мук в картине нет. Джармуш снял идеальный фильм без очевидного конфликта. Герой актера Адама Драйвера Патерсон тихо и спокойно работает драйвером, удачно живет с очень красивой женщиной и параллельно пишет гениальную поэзию.

Во-вторых, поэт Патерсон — никакая не знаменитость, а фильм Джармуша — не байопик, а просто небольшой фрагмент из жизни любимой режиссером второстепенной, нестоличной Америки. Любого другого режиссера с таким бесконфликтным сюжетом смотреть было бы невыносимо. Гениальность Джармуша как раз в умении смонтировать кино в ритме дыхания зрителя. «Патерсон» в этом смысле идеален: Джармуш завораживает едва ли не каждым кадром (постоянный оператор Джармуша Фредерик Элмс) и каждой музыкальной фразой. Ударных композиций как в некоторых других его картинах в «Патерсоне» нет, музыка идет фоном. Но дзэн джармушевого кадра и в этот раз подкреплен гармонией саундтрека, к которой и сам автор руку приложил.

Адам Драйвер, едва ли не главное актерское открытие американского кино последних лет, идеален в роли незнаменитого поэта. Джармуш куда меньше, чем остальные режиссеры, эксплуатирует его необыкновенную внешность. Да и тона актерских эмоций здесь сдержанные, приглушенные, но, что и отличает гениальную режиссуру, не менее выразительные.

Адам Драйвер в фильме «Патерсон»
Адам Драйвер в фильме «Патерсон»

Патерсон Драйвера вполне зауряден в своем образе жизни. Он сдержан в эмоциях и привержен ритуалам. Его любимая женщина Лора в превосходном исполнении бывшей жены Луи Гарреля Голшифте Фарахани внешне выглядит куда более, что называется, креативной. Внутри Патерсон проживает куда больше, чем снаружи. И это его внутри прорывается в виде удивительных по красоте и гармонии стихов.

Конфликт в «Патерсоне» такой же — сдержанный, неочевидный. Молодой поэт Патерсон не имеет видимых поводов для конфликтов с действительностью. Скорее уютная, чем удушающая, атмосфера провинциального Нью-Джерси, кажется, только и располагает к творчеству: ее обыденность на самом деле способна вдохновлять. Доказательством тому великий поэт Уильям Карлос Уильямс, чей тихий гений вырос как раз в этих местах (Уильямс даже посвятил городу Патерсон одноименную поэму). Джармуш рассказывает, как проза жизни уступает место ее поэзии, сигнализируя заинтересованному глазу близнецами-рифмами.

В очевидно проблемном, «ржавом» городе Патерсоне, где WASP’ы остались в очевидном меньшинстве, сам Патерсон проблем не встречает. Хотя в некоторых эпизодах вполне мог бы их поиметь. Но его уживчивый характер и сосредоточенность на внутреннем ощущении своей целостности позволяют избежать любых неприятностей — и с проблемой на работе, и с соседями по городу, и даже с явно взаимно нелюбимым псом своей подруги.

Адам Драйвер и Гольшифте Фарахани в фильме «Патерсон»
Адам Драйвер и Гольшифте Фарахани в фильме «Патерсон»

Но Джармуш не будь Джармушем, не обладай его кино и еще одной чертой, отличающей гениальные вещи — иронией. «Патерсон» мягко, но очевидно иронизирует над основами общества, где бейсболист куда более знаменит, чем гениальный поэт, а налепить дизайнерских капкейков на субботнюю фермерскую ярмарку, куда как больший показатель успеха, чем  гениальная поэма.

В образе скромного водителя автобуса из провинциального города Патерсон легко распознать тысячи скромных любителей слагать вирши, писать пейзажи и делать постановочные фотографии местных моделей. Но у них нет такого таланта, а у поэта Патерсона нет признания аудитории.

Джармуш явно лукавит. Очевидного осознания своего таланта явно недостаточно, что в Нью-Йорк-Сити, что в Патерсоне, штат Нью-Джерси. Нужны ценители и поклонники. Женщина рядом с Патерсоном оценить его гениальность явно не может, хотя и старается быть в этом плане стопроцентно полезной — эта любительница орнаментальных решений явно не в состоянии понять всех поэтических оттенков.

Город Патерсон — одновременно и причина, и следствие своего однофамильца. Провинциальный уют гарантирует вдохновение, но не гарантирует успеха. Хотя для героя Адама Драйвера выход из комфортной зоны вовсе не очевиден — Джармуш показал как, в общем-то, и выглядит жизнь счастливого человека. Наверное, многие с ним согласятся.





архив

Лістапад-2017: Качество + количество

Минский международный может с полным правом называться настоящим кинофестивалем — выстрадал за четверть века.

«Матильда»: С чего начинается Айдингер

История жизни балерины императорских театров Матильды Кшесинской настолько увлекательна, что даже интересно, почему к ней до сих пор не обращались серьезные кинематографисты...

«Дюнкерк»: Самый широкий пролив

«Дюнкерк» Кристофера Нолана — редкий случай батального жанра с пафосом правильного градуса.


Пишите нам
© 2017 redmount
мобильная версия
iPhone-версия