Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Закон ночи Закон ночи

«Закон ночи»: Однажды в А.

Антон Сидоренко, 25 января 2017 г.

Вот все, разумеется, твердо уверены, что желающим снимать о мафии двадцатых годов после Серджио Леоне в Голливуде делать уже нечего. И тем более нечего говорить в кино о временах бутлегеров и сухого закона после незабвенного телепроекта Мартина Скорсезе «Boardwalk Empire». Но, оказывается, режиссеру Бену Аффлеку и сопродюсеру Леонардо ДиКаприо еще есть что рассказать о крепких парнях с томми-ганами и в широкополых шляпах.

Например, то, какими они были замечательными, очень добрыми, а главное — на удивление положительными героями. То, что киношные гангстеры бывают «хорошие» и «плохие» зритель знает с пеленок, но то, что хорошие могут быть настолько хорошими — до сих пор не знали.

Эту козырную роль Аффлек не мог отдать даже своему другу — по первоначальной задумке главного героя «Закона ночи», ирландского гангстера Джона Коглина, должен был играть именно Лео. В итоге, Аффлек в который раз совместил амплуа режиссера и исполнителя главной роли. Что, очевидно, не пошло в этот раз на пользу его проекту.

В сравнении с идеально правильным Джоном Коглином даже Мать Тереза выглядела бы распоследней Матой Хари. С простовато-напряженным лицом строителя коммунизма Бен Аффлек оборудует на экране свой отдельный криминально-капиталистический рай с казино, блеквуман и друзьями-мигрантами. Даром, что он торгует контрабандным пойлом — зато любит детей и ненавидит Ку-Клукс-Клан.

Бен Аффлек и Крис Мессина в фильме «Закон ночи»
Бен Аффлек и Крис Мессина в фильме «Закон ночи»

Каноны голливудского соцреализма, из-за которого за последние годы был завален не один дорогостоящий кинопроект, в «Законе ночи» используются на всю катушку. Выпестованный в недрах «Warner Bros.» проект пытается увлечь зрителя прямолинейной политкорректностью и донельзя идеологизированной моралью. Почти сразу же после начала герой встает на «правильную» сторону этнических и религиозных меньшинств и дальше уже дает жару зарвавшимся представителям WASP-большинства. Всем этим потомкам первых поселенцев и прочим недалеким белым особям мужского пола.

Фильм лишь поначалу косит под гангстерский нуар. Ледяные пейзажи и интерьеры Новой Англии очень скоро превращаются в красочные виды тропической Флориды. А безжалостные разборки крутых парней сменяются моральными страданиями главного героя. Аффлеку в который раз удалось представить зрителю героя думающего и чувствующего. Правда, его Джон Коглин, скорее, не чувствующий, а чувствительный. В мире кровавых убийц и прочих бутлегеров быть ему белой вороной. Но создатели «Закона ночи» распорядились иначе.

С постановочной точки зрения «Закон ночи» по-голливудски безупречен. Хотя Аффлек обошелся без авторских изысков. Снятый по книге знаменитого американского детективщика Дэнниса Лихейна (Лихейн попал в зал Слава Голливуда после экранизации Клинтом Иствудом его «Таинственной реки»), «Закон ночи» является не гангстерским триллером, а мелодрамой с криминальной подоплекой. Думается, с куда большим успехом фильм смотрелся бы на кухонных экранах в многосерийном варианте — Джо Коглин сотоварищи куда киногеничнее бригады висельников Сани Белого, хотя заняты в том же парадоксальном амплуа «честных бандитов».

Зои Салдана и Бен Аффлек в фильме «Закон ночи»
Зои Салдана и Бен Аффлек в фильме «Закон ночи»

Как и положено по законам сериального жанра, романтическая составляющая в «Законе ночи» даже более захватывающая, чем криминальная. За женский пол у Аффлека отвечают несколько красавиц, из которых его герою политкорректно достается, разумеется, роскошная мулатка-мигрантка Зои Салдана. Претендентки с другим цветом кожи отваливаются по ходу дела, хотя Сиенна Миллер и Эль Фаннинг составляют героине Зои Салдана вполне достойную конкуренцию.

Самому Аффлеку и его герою никто конкуренции предсказуемо составить в «Законе ночи» не может. Хотя и очень старается самый главный мафиозо в исполнении Ремо Джироне (незабвенный злодей Тано Корридди из перестроечного итальянского хита «Спрут», по харизме не уступавший незабвенному комиссару Катани Микеле Плачидо). Но победа добра просчитана на продюсерских  калькуляторах и вместе с ловко разрешившейся личной жизнью главного героя гарантирована едва ли не с самого начала. Добрый зритель с мешком поп-корна не должен переживать слишком сильно.

Не исключено, что «Закон ночи» просто поторопились выпускать в прокат. Успешный финал борьбы за права мигрантов и этнических меньшинств в Америке, судя по всему, оказался промежуточным. В моду опять входит черно-белое мышление и подразделение «свой-чужой». И по законам новой ночи кино опять может стать чем-то большим, чем просто кино.





архив

«Квадрат»: Родная планета обезьян

Сказать что-то значительное, а не просто прокричать в темноту кинозала дано немногим. Рубен Эстлунд как раз из тех, кто указывает человеку перед экраном на его недостатки и при этом не читает мораль...

«Убийство в Восточном экспрессе»: Остановился поезд

Новая экранизация предназначена зацепить тех, кому интересней пойти на новую версию хорошо известного детектива, чем на очередную часть приключений супергероев в трико...

Лістапад-2017: Качество + количество

Минский международный может с полным правом называться настоящим кинофестивалем — выстрадал за четверть века.


Пишите нам
© 2017 redmount
мобильная версия
iPhone-версия