Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти

«Лістапад-2016»: Бюджетный вариант

Антон Сидоренко, 3 ноября 2016 г.

Панические слухи о том, что кинофестиваля «Лістапад» в этом году «не будет», остались позади. Минский Международный приветствует своего зрителя в двадцать третий раз, и в седьмой, счастливый, будем надеяться, раз это делает его нынешняя дирекция.

Как и всем белорусам, в этом году ММКФ и вправду пришлось столкнуться с определенными сложностями. Показов стало меньше, вместительный кинотеатр «Москва» практически выпал из фестивальной орбиты, свадебные генералы, похоже, не приедут вообще. Однако, программа «Лістапада-2016» не менее разнообразная, тусовка киноманов по-прежнему жаркая, а гости интересные и по делу.

Конкурсные и внеконкурсные программы «Лістапада» по-прежнему рассчитаны на пытливого и внимательного минчанина, для которого кино все еще остается религией. Внеконкурсная часть в этом году заметно сокращена: права на показ фильмов стоят невероятно дорого. Но привычные рубрики «Мастер-класс» и «Львы, Медведи, Пальмовые ветви» обещают встречу с резонансными авторскими работами-победителями крупнейших кинофестивалей. Фильмы Лав Диаса, братьев Дарденнов, Кена Лоуча, Ксавье Долана, Джима Джармуша, Ежи Сколимовского, а также свежеиспеченной каннской звезды Марен Адэ (последняя еще и мини-ретроспективу в «Победе» получила) полностью оправдывают концепцию ММКФ как фестиваля фестивалей. Некоторые из них можно будет зацепить на большом экране и после «Лістапада», но в фестивальной атмосфере они будут выглядеть куда интересней.

Интересней, чем в прошлом году, обещает быть и основной конкурс игрового кино. Его явные фавориты — две румынские ленты, «Аттестат зрелости» Кристиана Мунджиу и «Сьераневада» Кристи Пую. Но профессиональное жюри во главе с грузинским режиссером Зазой Урушадзе наверняка оценит по достоинству и «Красного паука» (интересный жанровый эксперимент поляка Мартина Кошелки), и социальную драму из Болгарии «Слава» Кристины Грозевой и Петара Валчанова (в прошлый раз основной конкурс как раз выиграл их фильм «Урок»), и китайскую сатиру «Я не мадам Бовари» Фэн Сяогана, запрещенную на своей родине . Уже второй раз в основной конкурс «Лістапада» включен фильм Адильхана Ержанова, молодого казахстанского автора, начинавшего с полулюбительских короткометражек, но попавшего со своим первым полным метром «Хозяева» в каннскую программу. На этот раз «Лістапад» представит также побывавший в Канне фильм режиссера «Чума в ауле Каратас».

Любопытно, что стиль Ержанова еще несколько лет назад назвали бы любительским, настолько порой безыскусно и наивно-простодушно выглядят кадры его картин. Но Канн недаром называют законодателем моды: с легкой руки каннских отборщиков программные директора европейских фестивалей ценят теперь в фильмах Ержанова незакомплексованный взгляд на окружающую действительность. Первые шаги Ержанова в кино чем-то напоминают ленты Никиты Лаврецкого, двадцатитрехлетнего минского киновундеркинда, чей «Белорусский психопат» победил в Национальном конкурсе ММКФ в прошлом году.

Новый фильм Лаврецкого «Любовь и партнерство» наверняка соберет полный зал на показах Национального конкурса. В рамках последнего (и внеконкурсной «Белорусской панорамы») покажут и уже известные по другим минским показам ленты отечественных авторов, ни один из которых, увы, в международную часть фестиваля в этот раз не пробился. В международном документальном конкурсе, правда, есть очень сильная работа уроженцев Беларуси Руслана Федотова и Александры Кулак «Саламанка». Но считать этот фильм белорусским очень сложно. Скорее, этот фильм — примета нового, глабализированного лица современного кино, когда авторы из одной страны снимают кино в другой с продюсерами из третьей.

Невероятно талантливая «Саламанка», кстати, вполне достойна самой высокой награды. Соперничать с ней будет, несомнено, полнометражный «Аустерлиц» любимца «Лістапада» и минской фестивальной публики Сергея Лозницы. Явными зрительскими хитами наверняка будут и фильмы с говорящими названиями — «Украинские шерифы» Романа Бондарчука, а также «Мой друг Борис Немцов» Зоси Родкевич. Но есть в неигровой части «Лістапада» и другие фавориты. Документальный сектор ММКФ в который раз настоятельно рекомендуется вниманию публики — многие из его фильмов будет очень тяжело увидеть где-то еще. Например очень интересную программу фильмов разных стран, представленную польским институтом имени Адама Мицкевича, посвященную социальным переменам в обществе.

Отдельного упоминания достойна программа конкурса национальных киношкол. Пожалуй, лучшего способа получить представление о развитии документалистики и кинематографа в целом в той или иной стране не найти. В этом году этот обычно считающийся второстепенным конкурс очень представительный и собрал шесть киношкол. В том числе, впервые в Минск приедут студенты-документалисты из Израиля.

Документальная часть фестиваля в который раз очень интересная и разнообразная и не исчерпывается только конкурсными показами. Фактически, ММКФ представляет сейчас собой два кинофорума, игровой и документальный. Вероятно, не будь организационных, финансовых и иных сложностей, раздел игровой и документальной частей Л. на два полноценных фестиваля был бы вполне логичен. А пока одна из частей фестиваля развивается за счет второй или наоборот, дальнейшее развитие ММКФ будет затруднено.

Наконец, сделан еще один шаг по превращению «Лістапада» в полноценный кинофестиваль. Второй раз и в этом году весьма широко на «Лістападе» проводится т.н. Индустриальная платформа. Эта отдельная фестивальная секция, предназначенная для общения иностранных и белорусских профессионалов кино, пройдет отдельно от остальных показов и мероприятий. В этот раз ее самым интересным пунктом станет демонстрация возможностей новых кинотехнологий в области виртуальной реальности.

Среди гостей в этом году, разумеется, будет блистать канадец из Квебека Дени Коте — открытие мирового фестивального мира последних лет. Режиссер возглавит жюри игрового конкурса «Молодость на марше» и представит две своих ленты — уже ставшую культовой в среде минских киноманов «Вик и Фло увидели медведя» и новую «Борис без Беатрис». Среди гостей-документалистов очень важным будет приезд Павла Лозинского — одного из лидеров европейского неигрового кино. На «Лістападзе» Лозинский будет возглавлять соответствующее жюри.

В сущности, серьезный недостаток у Л. теперь только один. Отказавшись от вместительного зала кинотеатра «Москва» (700 мест, в нем пройдет лишь открытие-закрытие ММКФ), минский кинофестиваль серьезно теряет в масштабности и атмосфере. Ажиотаж по поводу билетов (на некоторые сеансы их не было уже за несколько дней до начала) конечно создает определенную атмосферу. Вопрос, почему главной конкурсной площадкой который год становится микроскопический по меркам двухмиллионного города кинотеатр «Центральный» (166 мест, из них значительное число отводится приглашенным), остается без ответа.

Учитывая переменчивую финансовую фортуну, а также изменения с самими принципами, по которым фестивали существуют в современную цифровую эпоху, «Лістапад», очевидно, стоит на пороге перемен. Но перемены, если они и будут, мы увидим только в следующем году. В том, что этот следующий год для «Лістапада» наступит, сомневаться не приходится.





архив

2017: По честной цене

Подводя итоги года, не знаешь, за что браться в самом начале: то ли за ударную работу прокатчиков и дистрибьюторов, то ли за сам репертуар, на любой вкус, язык и, соотвественно, кошелек...

«Квадрат»: Родная планета обезьян

Сказать что-то значительное, а не просто прокричать в темноту кинозала дано немногим. Рубен Эстлунд как раз из тех, кто указывает человеку перед экраном на его недостатки и при этом не читает мораль...

«Убийство в Восточном экспрессе»: Остановился поезд

Новая экранизация предназначена зацепить тех, кому интересней пойти на новую версию хорошо известного детектива, чем на очередную часть приключений супергероев в трико...


Пишите нам
© 2020 redmount
мобильная версия
iPhone-версия