Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Ученик Ученик

«Ученик»: Повелитель блох

Антон Сидоренко, 20 октября 2016 г.

Со времен знаменитого сериала мы знаем (а кое-кто догадывался и раньше), что школа — это прекрасная модель социума. Захочешь что-то понять о семье, человеке, государстве — иди в школу.

Российский режиссер Кирилл Серебренников сходил в школу и нашел в ней все, что хотел найти. Хотя найти это можно в любом месте, где несколько человек встречаются на какое-то более-менее продолжительное время.

Серебренников сходил в школу два раза: сначала по пьесе современного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга он поставил спектакль, а потом с теми же актерами (за исключением исполнителя главной роли) снял фильм. Премьера картины прошла ни где-нибудь, а в Канне. Учитывая какое небольшое пространство современное российское кино занимает на кинокарте мира, достижение это важное и несомненное. Как несомненно и то, что «Ученик» — кино остроактуальное, на злобу дня. И уже только поэтому фестивальным отборщикам пройти мимо него очень сложно.

Хотя достоинства «Ученика» одной злободневностью не исчерпываются. Автор «Изображая жертву» и «Юрьева дня» в своем новом фильме бьет не в бровь, а в глаз. «Ученик» рассказывает не только о природе тоталитарного мышления и общества в целом, но и о природе человека как такового. История отрока Вениамина, задумавшего стать карающей дланью небес, вполне применима не только в случае видимой невооруженным глазом талибанизации всея Руси.

При определенных обстоятельствах мальчик Вениамин (это имя буквально и означает «сын десницы Господней») наверняка был бы каким-нибудь комиссаром в пыльном шлеме, юным большевиком и пламенным борцом за народное счастье, поверяющим реальную жизнь не по писанию, а по томику Маркса-Энгельса. Или цитатнику Мао. Или еще какой-нибудь другой хитрой книге, не суть важно. Важно то, как окружающие по разным причинам ведутся на призывы сильной, харизматичной личности. И противостоять ей может только такая же личность, способная идти вопреки общественному мнению.

Петр Скворцов в фильме «Ученик»
Петр Скворцов в фильме «Ученик»

«Ученик» — это фильм о любом фанатизме в принципе, религиозном, атеистическом, политическом. У героя молодого актера Петра Скворцова (он, кстати, невероятно  похож на американского актера Майкла Шеннона, исполнителя роли религиозного фанатика, сначала прокурора, а потом мафиози из эпической телевизионной саги «Boardwalk Empire») проблемы явно идут от детской семейной травмы. Хотя не так важно, чем они вызваны — все равно в итоге страдает не столько Вениамин, сколько окружающие.

Основной конфликт, который очень быстро начинает выстраиваться вокруг противостояния Вениамина и учителя биологии (Виктория Исакова), воспринимается как противостояние двух идеологий, а не просто столкновение сильных личностей: пубертатного подростка и молодого энергичного педагога.

Театральные наработки Серебренникова легко стали полноценным кино благодаря легкому светлому объективу отличного оператора Владислава Опельянца и режиссерскому умению концентрировать внимание зрителя на сюжете. Серебренников умело выстраивает мизансцены своего разговорного фильма. Несмотря на то, что действующих лиц в фильме не так много, пространство «Ученика» не выглядит камерным. За персонажами легко ощущается целый город, в котором моментально безошибочно определяется Калининград. Вероятно, таким образом автор фильма подчеркивает национальную принадлежность пьесы-первоисточника — в кадре «Ученика» постоянно присутствуют архитектурные детали старого Кенигсберга.

Александр Горчилин и Петр Скворцов в фильме «Ученик»
Александр Горчилин и Петр Скворцов в фильме «Ученик»

Даже если какие-то отдельные реалии произведения фон Майенбурга не укладываются на теперешнюю российскую действительность, зритель легко дотягивает ее до привычной по медузам и снобам картины мира. Серебренников в который раз выступает как публицист и в этом его сильное место. В «Ученике» он не только выразил ощущения либеральной части российского общества, которая одной ногой уже «там». «Ученик» — как раз тот случай, когда гражданская и политическая позиция в кино не смущает. Потому что она показана талантливо и без пафоса.

Легкий, комедийный почерк режиссера очень помогает ему подавать на экране драму своих героев и страны в целом без надрыва, свойственного публицистам от кино. Автору «Ученика» удалось оторваться от чистой конъюнктуры за счет своего таланта сатирика. Думается, поэтому его фильм будет понятен не только в той стране, где могут оценить цитаты про «эффективного менеджера» или карикатуру на попов.

Как и «Изображая жертву» «Ученик» во многом — кино поколенческое. Только не того поколения, в возрасте которого находится Вениамин или его адепт и воздыхатель Григорий (еще одна блестящая роль Александра Горчилина — художника Антонина из «Да и Да» Германики, одного из самых интересных молодых актеров сегодня в России). А того поколения, которое пошло в первый класс еще с дедушкой Лениным на лацкане школьного пиджака, что навсегда отбило охоту носить какие-либо значки. И пиджаки, кстати, тоже.





архив

«Патерсон»: Цветы провинции

В своем тихом шедевре Джим Джармуш рассказывает про «из какого сора». И как всегда, параллельно высказывается о человеческой жизни как таковой...

«Прекрасные дни в Аранхуэсе»: Into Her Arms

Больше всего «Прекрасные дни в Аранхуэсе» похожи на сеанс психотерапии. Индивидуальной, парной или групповой, как уж кому бог на душу положит...

«Закон ночи»: Однажды в А.

Снятый по книге знаменитого американского детективщика Дэнниса Лихейна, «Закон ночи» является не гангстерским триллером, а мелодрамой с криминальной подоплекой...


Пишите нам
© 2017 redmount
мобильная версия
iPhone-версия