Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Такса Такса

«Такса»: Путешествие с Солондзом в поисках Америки

Антон Сидоренко, 14 октября 2016 г.

На первый взгляд, мизантропия и кино — две вещи несовместные. С другой стороны, для того, чтобы рассказывать обществу о его недостатках, любить людей не обязательно. Достаточно любить животных.

«Такса» Тодда Солондза, тем не менее, больше про людей. Симпатичная псина выступает связующим звеном между несколькими новеллами фильма и их героями — что называется, простыми американцами, которым очень далеко от сказочных персонажей голливудских комиксов, рассчитанных на тинейджеров.

С аккуратностью натуралиста Солондз путешествует по своим США, современным и испорченным: уставшей от пустоты своего достатка Америке среднего класса, Америке безработных бестолочей-недоучек, Америке умных и талантливых, но оказавшихся за бортом успеха. Короче, всех тех, кто чаще попадает в прицел независимых авторов из круга фестиваля «Санденс».

Но реализмом у Солондза не пахнет, разве что  критическим. Его взгляд на униженных и оскорбленных весьма далек от взгляда наблюдателей-документалистов. Солондз — не левак и не нравоучитель, и желания бежать на митинг в поддержку Берни Сандерса после просмотра его фильма не возникает. Он принципиально делит всех персонажей «Таксы» на хороших и плохих и смело обостряет конфликты.

Грета Джервиг в фильме «Такса»
Грета Джервиг в фильме «Такса»

«Такса» — ярчайший пример той части независимого американского кино, которое пробивается в большой мировой прокат в обход Большого Голливуда. Последний и сам начинает присматриваться к темам и проблемам, которые активно используют независимые.

Как автор Солондз балансирует где-то между Санденсом и тем новым поколением любимцев хипстеров, которое замыкается на очень узких проблемах университетской богемы и городского прекариата. Недаром дистрибьюцией «Таксы» в Штатах и Британии занимается соответствующее подразделение гиганта интернет-торговли «Амазон» — фестивальные формы существования он давно перерос, и такому кино теперь проще найти путь к зрителю через сеть. В общем-то в Минске «Таксу» можно было найти на торрентах еще до старта проката в кинотеатре.

В отличие от мутновато-невнятных сюжетов городских маблкоров, Солондз предельно конкретен. Как предельно понятны и четко артикулированы речь и проблемы его персонажей. Проблемы, скорее, психологические. В тех ярких, тщательно подобранных по цвету декорациях, где происходит действие «Таксы», других проблем не бывает. Нашел ли Солондз в фильме свою Америку? Думается, все-таки нет. Ведь социума как такового он не демонстрирует, есть только фрагменты, по своему увлекательные, но не претендующие на обобщение.

Америка в «Таксе» не имеет видимых признаков тлена, вполне убедительна и оставляет впечатление домика для Барби и Кена. Особенно после остроумной клипа-интромедии «Wiener-dog», в которой четырехлапая симпатяга с вечно высунутым языком покоряет фотообойного вида американские просторы  под незатейливое, но приятное на слух кантри.

Киран Калкин в фильме «Такса»
Киран Калкин в фильме «Такса»

От большинства американских авторов (и американцев в принципе) Солондза отличает неизбывный пессимизм. Обманчиво простая на фоне многих других лент, «Такса» — трагикомедия, в которой сразу четыре катарсиса по числу отдельных историй. Хэппи-энд это не про «Таксу», где маленькие трагедии маленьких во всех смыслах людей поданы с присущим автору сарказмом. Однако, недаром Солондз так любит Чехова: если в фильме нет хэппи-энда, это не значит, что зритель не увидит неба в алмазах.

В фильме полно искренних и трогательных моментов, но самая лучшая новелла — с Дэнни ДеВито в роли профессора киношколы, который хочет продать свой сценарий крупной кинокомпании в Большой Голливуд. Сложно сказать, насколько можно этого героя считать альтер эго самого режиссера. Однако, про искусство кино как сферу, где удачу правят наглые, а не скромные, Солондз высказался таким образом совершенно однозначно.

Кстати, особого сарказма Солондз удостоил студентов киношколы — глупых, уродливых и непомерно тщеславных. В какой-то степени это напоминает старческое брюзжание. Что ж, многие скатываются на ворчливый тон в конце шестого десятка. Но Солондз ворчит с такой любовью к своим героям, что даже хочется к нему присоединиться.





архив

2017: По честной цене

Подводя итоги года, не знаешь, за что браться в самом начале: то ли за ударную работу прокатчиков и дистрибьюторов, то ли за сам репертуар, на любой вкус, язык и, соотвественно, кошелек...

«Квадрат»: Родная планета обезьян

Сказать что-то значительное, а не просто прокричать в темноту кинозала дано немногим. Рубен Эстлунд как раз из тех, кто указывает человеку перед экраном на его недостатки и при этом не читает мораль...

«Убийство в Восточном экспрессе»: Остановился поезд

Новая экранизация предназначена зацепить тех, кому интересней пойти на новую версию хорошо известного детектива, чем на очередную часть приключений супергероев в трико...


Пишите нам
© 2018 redmount
мобильная версия
iPhone-версия