Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Она Она

«Она»: Серая кошка, убийца мужчин

Антон Сидоренко, 5 октября 2016 г.

Национальные границы всегда были условностью в мире кино. Вся жизнь и творчество космополита Пола Верхувена тому подтверждение.

С легкостью преодолев океан и покорив Голливуд, режиссер с такой же легкостью вернулся обратно. «Черную книгу» он снял в родных Нидерландах, а самая свежая картина Верхувена — типично французская.

«Она» получилось почти как «Оно». Главная героиня ленты в невероятном исполнении Изабель Юппер и не женщина, и не человек вовсе. Пожизненная жертва детской психотравмы демонстрирует чудеса выживаемости и приспособления, используя свой закаленный характер и силу воли. Точнее, успешная глава успешной компании по производству видеоигр, мать, любовница и по совместительству жертва изнасилования Мишель Леблан прогибает этот жестокий мир под саму себя. Трахая любовников и ломая подчиненных, она всегда добивается намеченной цели, действуя при этом с нечеловечески мгновенной реакцией настоящего хищника.

Лента снята вопреки жесткому делению современного кино на фестивальное и жанровое, развлекательное. Высококлассный, очень плотный по событиям и эмоциям триллер с множеством смысловых оттенков был презентован в конкурсной программе нынешнего Каннского фестиваля. «Она» — кино, без сомнений, авторское, но сделанное с расчетом на прокат и зрителя.

Лоран Лафит и Изабель Юппер в фильме «Она»
Лоран Лафит и Изабель Юппер в фильме «Она»

Автор, у которого вопрос зрелищности был всегда на первом месте, в который раз продемонстрировал высший класс режиссуры. Привыкший говорить недомолвками и бесконечно дразнить обывателя, режиссер много раз заступает за красную черту, при этом не давая ни малейшего повода для цензуры. Хотя весь фильм, в сущности, рассказывает именно о насилии, в первую очередь психологическом.

Снятый по роману практически неизвестного на русскоязычном пространстве французского писателя Филиппа Джиана этот триллер о столкновении характеров может служить учебным пособием по подчинению одних личностей другими. Не так важно, что декорациями истории служат интерьеры особняков в богатом пригороде, фешенебельные заведения и офис прогрессивной ИТ-компании. В основе внутривидовой конкуренции остались все те же основные, любимые Верхувеном инстинкты, а гарантией успеха становится сила характера и быстрота реакции.

Камера оператора Стефана Фонтена (в его творческом багаже, в том числе, недавний «Капитан Фантастик») в ленте Верхувена явно тяготеет к нуару. Картина построена на обилии средних и крупных планов. В их искусном монтаже и заключен основной успех Верхувена как режиссера. Его двухчасовые полотна всегда смотрятся на одном вдохе благодаря верно выбранному ритму. И «Она» тут не исключение — по сути разговорная,  картина, смотрится увлекательнее самого продвинутого экшена. В реальность, предлагаемую Верхувеном, веришь сразу и безоговорочно, моментально попадая внутрь истории и представляя себя в качестве ее персонажей. И даже моменты, где главную героиню заменяет дублерша с более упругой грудью и молодой кожей, глазу среднестатистического зрителя практически не заметны.

Изабель Юппер в фильме «Она»
Изабель Юппер в фильме «Она»

Космополит по натуре, Верхувен легко совладал с великолепным актерским ансамблем во главе с Изабель Юппер. «Она» — в какой-то степени бенефис современного символа европейского кино. Образ героини Юппер во многом пересекается с ее героинями из картин Михаэля Ханеке, особенно с Эрикой из «Пианистки». Юппер удалось передать необычную нервную красоту личности своей энергичной и деятельной героини. Как и остальные актерские образы в фильме, образ, созданный Юппер, состоит сразу из нескольких планов. Внешность хрупкой женщины оказывается обманчивой — героиня Юппер легко превращается в акулу капитализма и монстра интимных отношений.

Всегда необыкновенно притягательная и натуральная в кадре, в фильме у Верхувена актриса воплощает на экране тезис о том, что сильный характер очень часто является следствием сильной патологии. Фильм вполне мог быть снят и самим Ханеке, который очень любит подобные сюжеты на буржуазной основе. Как и много работавший во Франции знаменитый австриец, Верхувен любит демонстрировать изнанку морали среднего класса. Только в отличие от Ханеке Верхувен философ не в жизни, а в кино. Он дразнит зрительское воображение понарошку: хэппи-энд у прошедшего голливудскую закалку Верхувена неизбежен, как актерский «Оскар» Леонардо Ди Каприо.

Поколение сегодняшних семидесяти-восьмидесятилетних (Вуди Аллен, Роман Полански, Пол Верхувен и т.д.) снимает более толково и энергично, чем авторы в два раза моложе. Возможно, правы скептики, для которых большое кино как искусство закончилось как раз на послевоенном поколении. А, может, все дело в пресловутой жажде жизни, что только усиливается с годами.





архив

2017: По честной цене

Подводя итоги года, не знаешь, за что браться в самом начале: то ли за ударную работу прокатчиков и дистрибьюторов, то ли за сам репертуар, на любой вкус, язык и, соотвественно, кошелек...

«Квадрат»: Родная планета обезьян

Сказать что-то значительное, а не просто прокричать в темноту кинозала дано немногим. Рубен Эстлунд как раз из тех, кто указывает человеку перед экраном на его недостатки и при этом не читает мораль...

«Убийство в Восточном экспрессе»: Остановился поезд

Новая экранизация предназначена зацепить тех, кому интересней пойти на новую версию хорошо известного детектива, чем на очередную часть приключений супергероев в трико...


Пишите нам
© 2021 redmount
мобильная версия
iPhone-версия