Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Капитан Фантастик Капитан Фантастик

«Капитан Фантастик»: Мама придет

Антон Сидоренко, 19 сентября 2016 г.

При всех трансформациях и катастрофах, которые последние десятилетия происходят с ячейкой общества, люди по-прежнему вступают в брак и даже рожают детей. И вот тут начинается самое интересное: дети часто растут совсем не так, как планируют родители.

Все попытки проконтролировать детский рост, как правило, заканчиваются плачевно. И только редким счастливчикам удается пройти между сциллой родительской любви и харибдой родительского беспокойства за адаптацию потомков во враждебном взрослом мире.

Герои фильма «Капитан Фантастик» в извечных родительских попытках сделать как лучше и вовсе когда-то убрали свое потомство подальше от современной цивилизации. А заодно решили научить жить от нее исключительно автономно, взяв с собой в нетронутые места лучшее, что может дать человечество, а именно — знания. Возвращению левацкой семьи разочаровавшихся в капитализме интеллектуалов в большой мир и посвящена картина Мэтта Росса.

Проходящий в рекламе по разряду арт-хауса, фильм на поверку оказывается отличным примером жанра семейной драмы. Решивший стать еще и режиссером актер Мэтт Росс прекрасно справился с обязанностями постановщика. Его «Капитан Фантастик» получился живым и остроумным. Как всякий хороший фильм он прочитывается на нескольких уровнях. И за трагикомичным роуд-муви семьи лесных отшельников-леваков проглядывает мягкая сатира как на мир потребления, так и на тех, кто отвергает его с упорством лесного дятла.

Вигго Мортенсен и Шри Крукс в фильме «Капитан Фантастик»
Вигго Мортенсен и Шри Крукс в фильме «Капитан Фантастик»

Над семейкой эскапистов-нонконформистов Мэт Росс посмеивается даже сильнее, чем над страной, с которой та не хочет иметь никакого дела. Что еще недавно было совершенно немыслимо для независимого американского фильма родом с «Санденса». Независимые, как правило, выступали разоблачителями слащавой видимости Большого Голливуда. Одноэтажной Америке среднего класса, в которую вынуждены были окунуться герои «Капитана Фантастика», от них доставалось особенно.

Картина Мэтта Росса эту традицию нарушает. «Капитан Фантастик» ясно дает понять, что даже настоящий дауншифтинг, который не зависит от количества квадратных метров, сдаваемых внаем внутри условных МКАДов, не решает главных проблем. Герои фильма вполне самодостаточные личности, пусть и с трудом, но они обходятся без большинства соблазнов бабилона. Однако, человеческое счастье, как оказалось, заключается не в том, чтобы быть свободными от общества. В конце концов в  Штатах, как никакой другой стране мира, можно быть свободным в том числе в своих заблуждениях.

Джордж Маккей, Чарли Шотуэлл, Николас Хэмилтон и Саманта Айлер в фильме «Капитан Фантастик»
Джордж Маккей, Чарли Шотуэлл, Николас Хэмилтон и Саманта Айлер в фильме «Капитан Фантастик»

Для бывшего питерджексоновского Арагорна Вигго Мортенсена роль добровольно отставшего от паровоза истории папаши Бена стала безусловной удачей. Актер играет этакого Крокодила Данди американского образца, только с университетским дипломом и стойким антиглобалистским задором. Мортенсен возглавляет отличный ансамбль юных актеров, с которыми прекрасно управляется режиссер Росс. Каждый из членов семьи Капитана Фантастика, даже самый маленький, — полноценная личность и прекрасная актерская работа.

В каком-то смысле, эта картина сама по себе — хорошее неглупое семейное кино, которое заставит детей и родителей почувствовать необходимость стать ближе друг к другу. Мэтту Россу удалось не противопоставить мещанский мир и мир альтернативный, а найти их точку соприкосновения. Ею оказалась как раз та ячейка общества, культ которой в Одноэтажной Америке незыблем и абсолютен.

Детское и недетское кино одновременно, «Капитан Фантастик» настраивает на сентиментальный лад и заставляет забыть о делении на правых и левых, республиканцев и демократов, трампистов и хилларистов. В конце концов, все люди делятся только на детей и взрослых, а также на тех, кто решил так и не взрослеть. 





архив

2017: По честной цене

Подводя итоги года, не знаешь, за что браться в самом начале: то ли за ударную работу прокатчиков и дистрибьюторов, то ли за сам репертуар, на любой вкус, язык и, соотвественно, кошелек...

«Квадрат»: Родная планета обезьян

Сказать что-то значительное, а не просто прокричать в темноту кинозала дано немногим. Рубен Эстлунд как раз из тех, кто указывает человеку перед экраном на его недостатки и при этом не читает мораль...

«Убийство в Восточном экспрессе»: Остановился поезд

Новая экранизация предназначена зацепить тех, кому интересней пойти на новую версию хорошо известного детектива, чем на очередную часть приключений супергероев в трико...


Пишите нам
© 2018 redmount
мобильная версия
iPhone-версия