Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Монах и бес Монах и бес

«Монах и бес»: Как им обустроить Р.

Антон Сидоренко, 15 сентября 2016 г.

Главная проблема российского кино — вовсе не деньги, как многие думают. Путаница в головах гораздо страшнее.

Что, как и для кого снимать — до сих пор неразрешимые вопросы для российских кинематографистов. Наладить индустриальное кинопроизводство и потеснить, наконец, Голливуд на своих собственных экранах оказалось сложнее, чем научиться продавать попкорн в кинотеатрах. Поэтому легче всего россиянам по-прежнему удаются авторские кинопроекты.

«Монах и бес» — как раз один из них. Полных залов в Минске фильм не собирает. Прокатчикам с таким кино работать очень тяжело, ни под фестивальный, арт-хаусный, ни под голливудский формат оно не подходит. Очередная безуспешная попытка разобраться в сущности таинственной русской души представлена режиссером Николаем Досталем и сценаристом Юрием Арабовым в форме сказочной притчи, которая куда ближе воспитанной на советской телевизионной передаче «В гостях у сказки» сорокалетней публике, чем поколению нынешних покорителей кинозалов.

Николай Досталь как режиссер стартовал еще в восьмидесятые и стал одним из немногих, кто перебрался в новые киновремена, не изменив своему авторскому видению. Широкому зрителю он больше всего известен по сериалу «Штрафбат». Его самые лучшие работы, многосерийные телевизионные фильмы «Завещание Ленина» (по прозе Варлама Шаламова), «Раскол» и кинокартина «Петя по дороге в Царствие Небесное», рассказывают о жизни рядового гражданина в разные непростые моменты российской истории (хотя, разве у российской истории бывают другие) больше, чем иные академические исследования. Фильмы Досталя сильнее остальных претендуют на спорное определение «народные». Россияне в них показаны глазами человека, который живет по ту, а не по столичную сторону от МКАДа.

Георгий Фетисов и Тимофей Трибунцев в фильме «Монах и бес»
Георгий Фетисов и Тимофей Трибунцев в фильме «Монах и бес»

Второй автор фильма — сценарист Юрий Арабов, который известен своим философским подходом и к истории, и к стране, в которой живет и работает. Идею Николая Досталя он наполнил сатирой в стилистике Николая Лескова. В картине ощущаются мотивы «Левши» и «Очарованного странника». Впрочем, форма лубка, в которой снят «Монах и бес», куда ближе гениальным произведениям Сергея Овчарова (экранизатору «Левши» как раз) с его любовью к гротеску и клоунаде в кадре. И то, и другое есть у Досталя и Арабова. Как и попытки вечного российского правдоискания.

Как зрелище фильм «Монах и бес» вполне занимателен. В ленте есть яркие роли знаменитого Романа Мадянова и просто известного и отличного актера Бориса Каморзина. В роли тех самых монаха с бесом очень удачно снялись менее примелькавшийся Тимофей Трибунцев и почти неизвестный Георгий Фетисов. Работа с актерами, в принципе, сильная черта режиссера Досталя. «Монах и бес» в этом смысле не исключение. Такой яркий актерский ансамбль в кино теперь встретишь нечасто.

Борис Каморзин и Роман Мадянов в фильме «Монах и бес»
Борис Каморзин и Роман Мадянов в фильме «Монах и бес»

Куда хуже со смысловой составляющей. Арабов и Досталь воспитанники времен, когда кино часто использовалось для иносказания. (Возможно, времена эти снова вернутся?..) Персонажи «Монаха и беса» только и делают, что пытаются ответить на извечные «Кто виноват?» и «Что делать?». Местами символизм в фильме зашкаливает, и приходится только удивляться тому, как причудливо закручена мысль авторов. 

Примерно в середине картины сюжет резко меняет направление, и фильм, считай, начинается заново, приводя зрителя в легкое замешательство. На эмоциональном уровне лента цепляет, а с его идейной стороной, как часто бывает на одной восьмой части суши, разобраться практически невозможно. Здесь Досталь и Арабов неожиданно поют в унисон с Тимуром Бекмамбетовым, чей грандиозный «Бен-Гур» при таких же пустых залах идет в Минске. В обоих фильмах есть и Христос, и антихрист, и Иерусалим (у Досталя, впрочем, очевидно ненастоящий). Но и там, и там теряется смысл истории. Если признанного клипмейкера Бекмамбетова за это еще можно простить (хотя неизвестно, простит ли Голливуд кассовый провал такого дорогостоящего полотна), то Николай Досталь с Юрием Арабовым явно переборщили.

Начавшись во здравие, как озорное заигрывание с православием, дураками и дорогами, заканчивается «Монах и бес» за упокой. Озадаченный зритель выходит из зала: лучше Лескова перечитать.





архив

2017: По честной цене

Подводя итоги года, не знаешь, за что браться в самом начале: то ли за ударную работу прокатчиков и дистрибьюторов, то ли за сам репертуар, на любой вкус, язык и, соотвественно, кошелек...

«Квадрат»: Родная планета обезьян

Сказать что-то значительное, а не просто прокричать в темноту кинозала дано немногим. Рубен Эстлунд как раз из тех, кто указывает человеку перед экраном на его недостатки и при этом не читает мораль...

«Убийство в Восточном экспрессе»: Остановился поезд

Новая экранизация предназначена зацепить тех, кому интересней пойти на новую версию хорошо известного детектива, чем на очередную часть приключений супергероев в трико...


Пишите нам
© 2018 redmount
мобильная версия
iPhone-версия