Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Не дыши Не дыши

«Не дыши»: Двадцать лет под кроватью

Антон Сидоренко, 5 сентября 2016 г.

Голливуд всегда аккумулировал лучшие кадры. Вот и Федерико Альварес после нескольких коротких метров оказался в Штатах. Для талантливого испаноязычного режиссера в Голливуде дело обыкновенное, мексиканцы там вообще сейчас идут за родных. Уругваец Альварес стал на новом месте роднее родного. Его первая серьезная работа оказалась неожиданно сильным триллером с элементами социальной драмы.

Последствия экономического кризиса (относительного, глядя из Минска, разумеется) в американском кино проявляются, в основном, в независимых драмах да в некоторых сериалах, тон которым задала в свое время культовая «Прослушка». Большой Голливуд этот момент пока обходит стороной, предпочитая закармливать своего подросткового зрителя слащавыми сказками. «Не дыши» Альвареса в этом смысле исключение. Действие фильма происходит в депрессивном пригороде Детройта. Возможно в том самом, где разворачивались леденящие кровь события прошлогоднего независимого хита «Оно».

В отличие от фильма Дэвида Роберта Митчелла, «Не дыши» как кино куда ближе к чистому жанру, хотя и сделано с гораздо большей выдумкой, чем стандартный ужастик. Формально Альварес соблюдает все приметы типичного нервотряса для тинэйджеров. Есть и компания отвязных придурков, и зловещий особняк из серии «залезь-в-меня-ночью», и не менее зловещий старик, в этом особняке живущий.

Джейн Леви и Дилан Миннетт в фильме «Не дыши»
Джейн Леви и Дилан Миннетт в фильме «Не дыши»

На базе подросткового ужастика Альварес сочинил образцовый герметичный триллер с минимальным набором действующих лиц и невероятным напряжением в кадре. Авторы «Не дыши» умудрились обойтись без обязательного в таких случаях мистицизма. Все, что происходит в этом фильме, может произойти почти с каждым и на самом деле. Ну, на голливудской съемочной площадке, разумеется.

Пятерка героев (плюс великолепный пес-людоед), из которых очень быстро остается трое, и несколько захламленных помещений, и никаких (по крайней мере, видимых) компьютерных эффектов. «Не дыши» основан на натуральном саспенсе крупных актерских планов и классического постхичкоковского монтажа. Альварес превратил коллизию в духе старого детского рассказа Виктора Драгунского «Двадцать лет под кроватью» в кровавое мочилово, где могут выжить только голливудские персонажи с десятком жизней.

Дилан Миннетт и Стивен Лэнг в фильме «Не дыши»
Дилан Миннетт и Стивен Лэнг в фильме «Не дыши»

Альварес привез в Америку своего оператора. Педро Луке прекрасно подхватил стиль голливудских ужастиков, сделав последний более выпуклым и реалистичным. Три четверти картины разворачиваются в нескольких соседних комнатах полузаброшенного особняка, и оператор с художниками-постановщиками позволяют сидящим в зрительном зале прочувствовать весь ужас этого замкнутого пространства. Отдельно стоит сказать про сцены, которые имитируют полную темноту. Альварес сотоварищи окрасили их в сероватые цвета, стилизованные под что-то подобное инфракрасной картинке камеры ночного видения — получилось очень эффектно.

Но самое интересное даже не в саспенсе и, пожалуй, не в самом закрученном в этом году сюжете, а во взгляде авторов на своих героев и место, где разворачивается вся история. Одноэтажная Америка глазами мигрантов-уругвайцев предстает перед зрителем опустевшим заповедником среднего класса. А герои — наполовину опустившимися гражданами великого государства. Герои фильма по очереди меняют амплуа преследователей и жертв. Но в целом им хочется посочувствовать, как и той подчеркнуто неуютной стране, в которой они вынуждены существовать.

Фактурней всего в ленте выглядит Стивен Лэнг, известный по роли Полковника в «Аватаре» Джеймса Кэмерона. Но и он, и остальные исполнители подобраны так, чтобы быть как можно сильнее похожими на рядовых американцев, а не притворяющихся голливудских небожителей. Собственно, «Не дыши» — кино именно о тех, которым сильно не повезло жить в самых пострадавших от Великой Рецессии регионах. Кажется, именно об этом и пытался рассказать уругваец Альварес и его команда.





архив

2017: По честной цене

Подводя итоги года, не знаешь, за что браться в самом начале: то ли за ударную работу прокатчиков и дистрибьюторов, то ли за сам репертуар, на любой вкус, язык и, соотвественно, кошелек...

«Квадрат»: Родная планета обезьян

Сказать что-то значительное, а не просто прокричать в темноту кинозала дано немногим. Рубен Эстлунд как раз из тех, кто указывает человеку перед экраном на его недостатки и при этом не читает мораль...

«Убийство в Восточном экспрессе»: Остановился поезд

Новая экранизация предназначена зацепить тех, кому интересней пойти на новую версию хорошо известного детектива, чем на очередную часть приключений супергероев в трико...


Пишите нам
© 2019 redmount
мобильная версия
iPhone-версия