Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Служанка Служанка

«Служанка»: Воспитание жестокости у женщин и корейцев

Антон Сидоренко, 29 августа 2016 г.

Отношения между соседними народами очень часто развиваются в режиме любви-ненависти. И нередко даже скорее ненависти, чем любви. Хотя первое сплошь и рядом приходится скрывать под вторым.

Новый фильм режиссера Парк Чхан Ука как раз обыгрывает родной ему антияпонский комплекс, отсылая зрителя к временам, когда корейцам приходилось усиленно притворяться, что они без ума от старшего брата.

Изобретательный Парк (или Пак, как кому нра) взял за основу своей «Служанки» роман «Тонкая работа» британской писательницы Сары Уотерс (автора лесбийских бестселлеров на темы викторианской жизни), который уже был экранизирован один раз, причем не где-нибудь, а на ВВС. Никто не сомневался, что корейская киноверсия получится невероятно яркой и вызывающей. Ожидания были оправданы — попавшая в конкурс Каннского фестиваля «Служанка» фонтанирует экстремальной сексуальностью и откровенной эротикой. А ловко поженивший в кадре эрос и танатос режиссер попутно успевает еще и высказаться на темы национального корейского самосознания, которое в обозначенное в картине время функционировало в режиме садо-мазо. И все это в очень яркой упаковке специфической киноманги, местами переходящей в разнузданный хентай.

Несмотря на то, что действие фильма явно происходит во времена, когда Корея была оккупирована японцами, историческим кино в «Служанке», к счастью, не пахнет. Кореец Парк создал своеобразный коллаж, где смешал не только разные страны и эпохи, но и разные жанры, и, даже, стили. Символом этого смешения в фильме выступает удивительный особняк, где разворачивается основное действие, наполовину в викторианском, наполовину в традиционном японском стиле. Восток и Запад отражаются здесь друг в друге, точно так же как теперешняя одержимость Запада Востоком точно отражает одержимость Востока Западом во времена, к которым отсылает картина. Хотя по-настоящему в фильме противопоставляется не восточное и европейское, а корейское и японское, мужское и женское.

Ха Чун Ву в фильме «Служанка»
Ха Чун Ву в фильме «Служанка»

«Служанка» — изящная шкатулка  с двойным дном. Еще лет десять назад, сразу после знаменитой трилогии Парк Чхан Ука про месть, она бы стала настоящей сенсацией.  Теперь ее постмодернистская концепция кажется уже слегка громоздкой. 

Бурная мода на кино из страны Самсунга и Элджи возникла в самом начале двухтысячных. И кстати, во многом благодаря именно Парк Чхан Уку, у западных интеллектуалов жанровое кино из Юго-Восточной Азии проходит по разряду арт-хауса. Азиаты умеют делать красиво и интересно. Визуальная основа их культуры и менталитет, экзотический для европоцентричного человека, заставляют с нетерпением ожидать новостей, в том числе, от корейских авторов.

В «Служанке» хватает и экзотики, и менталитета. Парк Чхан Ук на 200% эксплуатирует визитные карточки как и своей, так и, в особенности, японской культуры. Что следует отметить, культуры массовой: в отличие от его картин начала двухтысячных, благодаря которым он и получил всемирное признание, «Служанка», настоящий шедевр операторской и художнической мысли, — продукт очевидно экспортный, для глобализированного рынка. Чхан Ук поместил своих невыносимо красивых героинь и героев в тщательно продуманную и идеально исполненную среду. Где все пронизано не только разнообразными любовными страстями, но и множеством аллюзий и ассоциаций. В том числе с историей корейского кино — одноименной картиной 1960 года корейца Ким Ки Ёна.

Ха Чун Ву и Ким Тэ Ри в фильме «Служанка»
Ха Чун Ву и Ким Тэ Ри в фильме «Служанка»

С одной стороны, эта продуманность восхищает, с другой — в сравнении с ранними работами Парк Чхан Ука, его новая картина выглядит чересчур сконструированной.

Даже сверхоткровенные сцены однополого секса между неимоверно красивыми исполнительницами главных ролей чересчур бурного оживления публики не вызывают. Не только потому, что кино сейчас живет в эпоху «после Кешиша», и табу на экране почти не осталось. Но и потому, что игра на экране остается игрой — зритель, надо признать, понимает и принимает ее изощренные правила слишком быстро. 

Забавно, что в итоге усиленно притворяющиеся японцами герои фильма все-таки находят свое я, хотя, обнаруживается, что они ничуть не менее брутальны и кровожадны, чем их поработители. Впрочем, с серьезными выводами после «Служанки» не получается — фильм для этого попросту не предназначен. Он рассчитан на удовольствие для глаз и приятный тренинг для пытливого культуролога-эротомана. И со своей задачей полностью справляется.





архив

2017: По честной цене

Подводя итоги года, не знаешь, за что браться в самом начале: то ли за ударную работу прокатчиков и дистрибьюторов, то ли за сам репертуар, на любой вкус, язык и, соотвественно, кошелек...

«Квадрат»: Родная планета обезьян

Сказать что-то значительное, а не просто прокричать в темноту кинозала дано немногим. Рубен Эстлунд как раз из тех, кто указывает человеку перед экраном на его недостатки и при этом не читает мораль...

«Убийство в Восточном экспрессе»: Остановился поезд

Новая экранизация предназначена зацепить тех, кому интересней пойти на новую версию хорошо известного детектива, чем на очередную часть приключений супергероев в трико...


Пишите нам
© 2018 redmount
мобильная версия
iPhone-версия